Треугольник успеха: Планирование. Мотивация. Коммуникация.

 

Бизнес-тренер, преподаватель Президентской программы подготовки управленческих кадров, Ирина Бочко рассказывает о «Треугольнике успеха», или о том, как планирование, мотивация и коммуникация помогают людям достигать жизненных и профессиональных целей.

Что же такое «треугольник успеха»? Он состоит из трех вершин: планирование, мотивация и коммуникация. Рассмотрим каждый пункт подробнее.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Почему вначале «планирование»? Потому что все достижения, награды, устремления – все начинается с постановки цели. Существует одна очень интересная модель постановки целей, которая состоит из 4 шагов. Во-первых, цель должна быть позитивной. Во-вторых, она должна быть под личным контролем человека, поэтому цель всегда формируем, записываем  и держим  в голове только в настоящем времени. Третий шаг – цель должна быть конкретной, и здесь применима всем знакомая формула  SMART – цель должна быть конкретна, измерима, достижима, реалистична и ориентирована во времени. Достаточно прописать и понять три из пяти критериев относительно какой-либо цели, и это уже значительно приблизит вас к ее достижению. Четвертый шаг – это так называемый «денежный эквивалент». Это то, что вы готовы отдать вперед, «заплатить» для достижения своей цели (деньги, время, дополнительные усилия,  общение с семьей/друзьями и т.д.).  

Стоит добавить одну важную деталь. В вашей цели должен быть некий драйв, и совсем не надо бояться постановки высоких целей. Классная, истинная цель добавляет в жизнь адреналина и вам становится интересно не столько достижение цели как конечной точки, результата, сколько сам путь, процесс ее достижения.

МОТИВАЦИЯ

Вторая вершина «треугольника успеха» – это мотивация. Какая бы интересная и важная ни была цель, в какой-то момент человек может начать сдавать позиции, начнет задаваться вопросом «зачем мне это вообще надо?» и т.д. В такой ситуации важно понимать личные источники мотивации.

Что мотивирует на успех и выводит нас из нересурсного состояния? Источники мотивации могут быть абсолютно разными. Например, это могут быть книги и фильмы. Как этим пользоваться? Когда чувствуешь, что впадаешь в нересурсное состояние, могут помочь какие-то ранее прочитанные книги или уже просмотренные фильмы, которые вас поддерживают. Следующий источник мотивации - это окружение. Окружение делает нас. Важно обращать внимание на то, с кем мы общаемся, с кем дружим. Нужно стараться окружать себя не просто позитивными людьми, но и теми, кто будет тянуть вас вверх. Третий момент, это концентрация на цели. Почему этот пункт выделяется в качестве мотиватора? Дело в том, что мы иногда распыляем свою энергию. Мы начинаем ставить несколько целей, хотим и машину, и квартиру, и работу, и образование, и т.д. Важно расставить приоритеты и не распылять свою драгоценную энергию на многие маленькие подцели. Четвертый момент – это обучение. Учиться можно и нужно где угодно и когда угодно, и оно всегда дает определенную мотивацию. Пятый момент – энтузиазм и вера в себя, когда мы принимаем себя и верим, что мы на все способны. И еще один  источник мотивации, и, наверное, самый главный, – это энергия. Если у вас не будет энергии, вам будет очень сложно достигать своих целей.

Существуют пять принципов Милтона Эриксона, которые позволяют человеку держать ресурсное состояние. Первый принцип – «Все ОК», у вас и у всех все хорошо, независимо от того, как вы ощущаете себя и других. Это вопрос принятия себя и доверия себе. Второй принцип – это ресурсы. У каждого из нас уже есть все ресурсы для достижения наших целей. Мир так устроен, что в нем есть все возможности. Третий принцип – наилучший выбор. Какое бы решение вы сейчас ни приняли, в данный момент это наилучший выбор. Четвертый критерий – это положительное намерение. Что бы ни происходило, это имеет положительный посыл. Даже если вам кажется, что люди к вам несправедливы, они имеют определенное положительное намерение, они хотят сделать вашу или свою жизнь лучше. И пятый пункт – изменение неизбежно. Хотите вы или нет, либо вы сами меняетесь, либо вас изменит жизнь. Если чувствуете, что пришло время, меняйтесь.

КОММУНИКАЦИЯ

Коммуникация – важнейший элемент успеха. Любая коммуникация состоит из трех этапов: начало, взаимодействие, завершение. Первый этап – начало, когда необходимо расположить к себе собеседника, вызвать его доверие. Почему это важно? Все решения мы принимаем как логически, так и эмоционально. Даже если у нас будет отличное предложение, даже если оно будет безупречно выверено с рациональной точки зрения, но эмоционально нас могут не принять те, с кем мы коммуницируем. Поэтому первый этап направлен именно на то, чтобы создать подходящий эмоциональный фон, некую подушку безопасности и вызвать кредит доверия, с которым мы пойдем дальше.

Второй этап – взаимодействие. Какие есть приемы? Здесь важно обратить внимание на слово «мы». Если на первом этапе будет слово «я», и вы привлекаете к себе внимание, то на втором этапе будет слово «мы»: мы с вами, для нас с вами, как мы с вами решили и т.д. «Мы» - это то, что нас объединяет, очень хороший инструмент сближения. Второй момент – это «влияние/убеждение». Существуют разные техники влияния на людей: аргументация,  убеждение, заражение и т.д. Третий момент – это эмпатия - как умение понимать людей.

Третий этап коммуникации – ее завершение. Какая информация запоминается лучше всего? Первая и последняя. Есть полезная и интересная техника WOW, которую можно использовать на завершающем этапе. Что такое WOW? Это те эмоции, которые человек получает неожиданно. Например, он ожидал, что сейчас пообщается с вами, распрощаемся, вы скажите друг другу традиционное «до свидания, было приятно познакомиться» и т.д. Но вы вдруг  говорите что-то из разряда WOW, т.е. что-то яркое, запоминающееся, это может быть необычный комплимент, ремарка, какая-то цитата собеседника, это может быть все, что угодно, особенно если вы были внимательны на переговорах, то вы найдете это конкретное WOW для конкретного человека.

Основа любой коммуникации - доверие. Чему и на сколько человек доверяет при первой встрече с другим человеком?

СЛОВО – тому, что сказано (информации) – на 7%

МУЗЫКА – тому, как было сказано (интонация) – на 38%

ТАНЕЦ – тому, что видит при этом (мимика, поза) – 55%

Разберем каждый пункт чуть подробнее. Первый момент - СЛОВО. Что ограничивает нашу речь? Например, употребление негативных слов и оборотов – «проблема», «беспокоит». Также при общении следует избегать слов с отрицательной частицей «НЕ». Когда мы говорим человеку «не волнуйся», что он считывает? «Волнуйся!» Когда говорим «не беспокойся», он считывает «беспокойся» и т.д. Или когда спрашиваем у человека «Не хотите ли вы?» - ответ будет - «Не хочу».

Следующий момент – это МУЗЫКА, или интонация, с которой вы говорите. Низкий голос воспринимается более убедительно, чем высокий. Интонация может быть восходящая («вверх») и нисходящая («вниз»). Когда вы идете на собеседование или переговоры, старайтесь говорить с интонацией «вверх».

Третий момент – позы и мимика, жесты и движения во время коммуникации, наш «ТАНЕЦ».  Есть 4 всем известные позы. Первая поза – закрытая поза (руки перекрещены на груди), при которой вы закрываетесь, уходите в себя. На самом деле это не закрытая поза, а поза удобства, человек сам себя обнимает. Кстати, это очень хорошая техника восстановления при нересурсном состоянии. Вторая поза – поза неуверенности или «поза футболиста», когда руки сцеплены чуть ниже живота. Эта поза демонстрирует неуверенность, скованность. Третья поза – когда руки за спиной, и воспринимается она как агрессивная, поза превосходства, «поза надзирателя». Четвертая поза – открытая поза, когда вы демонстрируете открытые ладони, и это всегда знак доверия.

Стоит отдельно остановиться на невербальной коммуникации. Именно в невербалике наша энергия. Но энергии не должно быть слишком много или слишком мало. Слишком мало энергии – и вы не произведете никакого впечатления. Слишком много энергии – и вы будете выглядеть агрессивным или навязчивыми. Уровень энергии должен соответствовать ситуации и человеку, с которым вы взаимодействуете.

Как же поддерживать доверие? Есть три простые техники: присоединение, комплимент и поддержка. Техника присоединения работает через повторение («я такой же») или через присоединение («я тоже»). Вторая техника – комплимент, прямой или косвенный. Прямой комплемент – говорить прямо, что вам что-то нравится, например, манера человека вести переговоры, или как у него все устроено в Компании, а также техника «было-стало». Косвенный комплемент – когда вы просто задаете  человеку вопрос - «в чем секрет?» Например - «У вас всегда такой порядок в документах, скажите, в чем секрет?». Третья техника – поддержка, когда вы задаете вопросы и интересуетесь человеком. Вопросы – это всегда знак внимания к человеку, их не надо стесняться задавать. Следующий элемент поддержки – это выстраивание маленького разговора «small talk». И здесь хочется сказать о том, о чем нельзя говорить. Мы не говорим о религии, мы не говорим о политике, мы не начинаем с русского негативизма (все плохо, кризис, евро вырос и т.д.). Мы не поддерживаем эти темы. Говорить нужно о том, что производит позитив и заряжает людей энергией! Там, где внимание – там и энергия. А где есть энергия – там движение. А движение - это жизнь, или, точнее сказать, успех в жизни.



Узнайте подробнее о программах дополнительного образования:



Ближайшие мероприятия: