Анастасия Павлова, продуктовый маркетолог Тинькофф: Моя любимая книга - учебник по эконометрике и по статистике
Александра: Привет, Настя! Еще раз спасибо большое, что согласилась поучаствовать в интервью и вообще очень классно, что наши студенты поддерживают формат общения, где можно рассказать о себе другим ребятам, поделиться опытом, как это все работает, куда вообще дальше можно пойти.
Давай начнем с самого простого, с банального: расскажи, пожалуйста, немного о себе.
Анастасия: Я учусь на четвертом курсе ОП «Международный бизнес и менеджмент» и с третьего курса, почти ровно год назад я стала продуктовым маркетологом в Тинькофф. Я прошла туда на стажировку и после стажировки меня взяли дальше на работу, то есть перевели в штат. Сейчас я младший продуктовый маркетолог. Посмотрим, может быть, скоро буду не младшим!
Кстати, я в свое время проходила Высшую Школу Карьеры: Это было весной, второй запуск Школы Карьеры. И это был очень полезный опыт.
Немного расскажу о моей должности: Что такое маркетолог и какой у меня продукт.
Я занимаюсь HR, то есть многие люди привыкли, что маркетологи они что-то продают, у нас немного другая специфика. то есть мы работаем с нематериальным – это hr-бренд. То, как соискатели представляют Тинькофф. И я работаю именно с it-специалистами, которые middlовые и выше, и мы делаем так, чтобы они, когда думали о смене работы, думали в первую очередь о нас и думали о нас в хорошем ключе.
Александра: Это очень круто, ведь сейчас HR Brаnd работодателя сейчас активно выстраивают многие компании. Расскажи как строится твой рабочий день?
Анастасия: День маркетолога в IT сильно отличается от того, как выглядит день разработчика, например. Потому что маркетологи очень много коммуницируют друг с другом: наша команда общается между собой, мы общаемся с заказчиками, мы, как заказчики, тоже общаемся с теми, кому мы ставим задачи. Например, мы общаемся с таким отделом DevRel (Developer Relations), они нам приносят много задач по конференциям и разным ивентам. Кроме этого, у нас есть исследования, где мы созваниваемся с нашими респондентами для выстраивания дальнейшей работы. Маркетологи – это те, у кого очень много встреч и очень много задач. Поэтому мы не работаем спринтами, как все IT-команды, у нас скорее все спонтанно: нам приносят задачи и мы их делаем, но при этом планирование безусловно есть, мы пользуемся Trello и планируем обычно на неделю.
Александра: Давай, сделаем шаг назад: расскажи, как ты попала в Тинькофф? Как вообще попасть на позицию, как ее найти и какие этапы отбора необходимо пройти?
Анастасия: Я подавалась на осеннюю стажировку в прошлом 2021 году и отбор был в августе. Мне тогда об этом рассказал молодой человек, что идет набор, и что там есть кнопочка отбора в маркетинг. Я зашла на сайт и подумала “ну, не знаю, такая компания серьезная”. А до этого было уже несколько отказов, даже игноров со стороны больших компаний и поэтому было страшновато куда-то еще подаваться. Но я все-таки это сделала.
Там отбор состоял из тестирования: нужно было решить тест про таргет и про понимание сферы в целом. Было не так трудно, если у тебя мозги работают, то ты на вопросы теста ответишь. Кроме этого, была анкета, где нужно было рассказать про себя: про самые большие сложности, с которыми ты сталкивался, про твою деятельность, твои достижения. Но от тебя не требуют: пишите, что вы выиграли мировую Олимпиаду, можно написать просто про свои учебные проекты и рассказать про свой этот опыт. И тот факт, что, кстати, в Вышке очень много проектов – это очень помогает, и в резюме это тоже очень большой плюс.
Например, у нас был по маркетингу курс, и мы делали проект, теперь вот пишем в резюме: разработали маркетинговый план для такой-то компании – и не так важно, что это был учебный проект и что с компанией напрямую связи не было.
Вернемся к отбору в Тинькофф: отбор проходил в августе и после этого я просто ждала до 22 октября, так как именно в эту дату обещали дать ответ. И тут, я хотела бы отметить, тоже очень важный момент: не стоит отчаиваться, если сказано, когда дадут ответ, то надо ждать.
Я дождалась октября, мне назначили интервью – оно было с командой маркетинга. Меня спрашивали, кто такой продуктовый маркетолог, как я понимаю себе эту профессию. Кроме этого были вопросы про то, какие маркетинговые стратегии и у каких компаний мне нравятся, поэтому очень полезно развивать свой кругозор в той сфере, куда вы хотите идти.
Спустя три месяца после подачи заявки в августе и прохождения интервью в октябре мне дали положительный ответ и оффер. Да, это был долгий путь, но оно того стоило!
Хочется еще отметить кое-что важное про опыт: у меня многие знакомые подаются и им часто отказывают, и часто это можно быть связано с тем, что у них недостаточно опыта. И у меня было преимущество перед моими друзьями и однокурсниками: летом я стажировалась в маркетинговом агентстве, бесплатно, без зарплаты – и это тот опыт, который мне кажется нужно заполучить, научиться важным скилам и уже тогда идти на более высокие позиции с качественной строчкой в резюме и знаниями в голове.
А еще за счет подобного опыта ты можешь посмотреть на то, как работает маленькая компания: они часто работают проектно, что дает возможность познакомиться с разными сферами. Я и про недвижимость немного узнала, и про моду и про дизайн интерьеров. Запомните: Это очень полезно. Да, ты поработаешь бесплатно, но это потом окупится в будущем – такая долгосрочная инвестиция назовем это так!
Александра: Да, я с тобой согласна! Есть такое мнение, что надо идти сразу стажироваться на места с зарплатой, закрепиться и там уже расти. Но на самом деле путь строится по маленьким крупицам и чтобы дойти до места, о котором ты мечтаешь, надо сделать хотя бы немножечко шагов, собирая свой опыт.
Анастасия: Я помню на Высшей Школе Карьеры был этот совет, я не помню от какого лектора, но там было про то, что у вас есть цель и нужно к ней идти и не отклоняться. И я решила для себя, что я хочу в маркетинг и только в маркетинг, и этот совет очень помог. Поэтому, поставив себе цель, не соглашайтесь на то, что лишнее. Если ты решил, то иди только туда, иначе ты будешь набирать опыт в другой сфере и он тебе потом мало поможет в карьере или вообще уведет тебя от цели.
Александра: Очень хороший совет, спасибо! И очень круто, что ты все еще помнишь советы с ВШК и применяешь их в своей жизни.
Давай пойдем дальше: как ты думаешь, достаточно ли у тебя компетенции после 3 лет учебы. Как вообще работодатель относится к молодому специалисту, который приходит “зеленым”?
Анастасия: Я бы сказала, что, по моим ощущениям, еще год назад я была совершенно другим человеком. Я понимала маркетинг благодаря курсу по маркетингу, который был на 2 курсе. Также у нас было много проектов по менеджменту, что очень помогло развить кругозор в плане того, как проводить исследования, как работает индустрия. Также на менеджменте очень много учат метрикам и тому, как все в целом с технической точки зрения функционирует. Поэтому ты приходишь на рынок труда уже что-то понимая. Но, если говорить про компетенции, то сложно какие-то конкретные hard-skills подчеркнуть, так как маркетинг он больше про softs: про умение определенным образом мыслить, быть креативным, иметь аналитическое мышление.
Возвращаясь к вопросу про то, как работодатель относится к молодым специалистам: я бы сказала, что хорошо. Стажировки сейчас есть вообще во всех компаниях и, когда работодатель тебе берет, он понимает, что ты можешь еще чего-то не знать, но они готовы обучить. И еще у нас в Тинькофф молодая команда: я хоть сейчас и самая младшая, но почти нет никого в нашей команде старше 30. И ты понимаешь, что это люди, которые тоже рано начали свой карьерный путь, которые уже тоже успешные, и которые с пониманием относятся к тому, что ты можешь чего-то не знать.
Если возвращаться к теме навыков, то у нас есть серьезный набор курсов. Когда я пришла, я не до конца понимала некоторые моменты в таргетинге. Мне посоветовали курс, я его посмотрела, и у меня появилось понимание. То же самое было с CPA-блогерами. Это тоже была для меня сфера неясная. Но, если ты тянешься к знаниям, работодатель тебе их даст. Сейчас база курсов в любой компании есть и они могут ей поделиться, если ты этого хочешь.
Александра: Это очень классно! И мне кажется, что это даже один из моментов, которые привлекают студентов на стажировки в крупные компании по типу Тинькофф.
А есть ли в твоем отделе кто-то из знакомых из Вышки?
Анастасия: У меня знакомых ребят нет. Я знаю, что мои кураторы сейчас работают в Тинькофф. Но у меня в команде очень много людей просто из Вышки, большая часть людей из Москвы. У меня в команде из девяти человек трое, включая меня, Вышкинцы. Руководитель мой закончил магистратуру Вышки. Вышка выращивает профессионалов.
Александра: Нравится ли тебе твоя работа?
Анастасия: Да. Я недавно задумалась, почему я сейчас и учусь и работаю, почему мне это не надоедает и почему я чувствую себя до сих пор хорошо и выживаю в таком плотном графике. Ответ здесь в том что мне искренне нравится то, чем я занимаюсь. В маркетинге у тебя куча разнообразных задач: исследования, промо, позиционирование. Если тебе надоест что-то одно, ты можешь переключиться на другое. Плюс у меня очень комфортная команда, а точнее комфортная коммуникация с командой, это дает мотивацию.
Очень нравится моя работа, я бы хотела в ней развиваться. Когда подавала заявку на стажировку, нужно было расставить по приоритетам продуктовый маркетинг, маркетинговые исследования, таргетинг. Я долго думала, что из этого выбрать. Я поставила продуктовый маркетинг на первое место и не прогадала. Это оказалось именно той сферой, которая мне интересна. Таргетинг больше про запуски таргетированной рекламы, контекстной рекламы. А продуктовый маркетинг больше про позиционирование и про то, как вы коммуницируете со своей аудиторией. Думать про такие глобальные вещи мне более интересно. Тут и аналитика и креатив в одном. Получается идеальная профессия.
Еще мне нравится, что тебе дают возможность развиваться в этом. То есть ты не просто пришла на стажировку, а ты понимаешь, куда ты дальше можешь расти.
Полина: Помнишь ли ты себя на первом курсе? Было ли у тебя уже на тот момент видение своей будущей карьеры? Был ли какой-то карьерный план?
Анастасия: На первом курсе я была совершенно другим человеком. Я помню, что в первом семестре я не понимала, что такое менеджмент. Потом был профориентационный семинар. Там мы познакомились с различными сферами, я тогда услышала слово “маркетинг”. Ещё я была в Программе Менторства, взаимодействовала с ментором из “ГЕРОФАРМ”, это был руководитель HR департамента. Я тогда впервые пришла в компанию и увидела, что у компании красивые офисы, крутые сотрудники, они работают с красивой техникой. Я не знала интересно ли это или нет, но работать в такой обстановке очень приятно.
На первом курсе нет понимания, но постепенно будут вводиться какие-то курсы, программы от Центра развития карьеры, с помощью которых ты можешь больше узнать про свое будущее. Это нормально на первом курсе чего-то не понимать и не знать. У меня сложилось понимание, кем я хочу стать, только ближе к концу второго курса, а до этого я просто смотрела, какие есть профессии, пробовала себя в разном: аналитика, Figma, Tilda. Получила такой разнообразный опыт и поняла, что Маркетинг – это то, что мне нравится.
Полина: У тебя были моменты, когда ты боялась, что у тебя ничего не получится? Как ты с этим справлялась и продолжала двигаться вперед?
Анастасия: После Высшей Школы Карьеры я была супер мотивирована, выбрала какие-то компании, увидела вакансии, стажировки, стала откликаться. Например, в British American Tobacco я откликнулась, прошла тест и не было ни отказа, ни какого-то предложения, вообще ничего не было. В этот момент я отчаялась. Я не знала, чем заняться летом, а это такой шанс что-то узнать, что-то попробовать. И в этот момент нужно немножечко поотчаиваться, посидеть, погрустить, но это даст тебе больший заряд. Главное потом выбраться и понять, что это не конец. Некоторые компании могут не ответить. Гипотетически, твоё письмо может просто потеряться в почте. И это нормально – получать отказы. Нужно просто делать, делать, делать, и хоть кто-нибудь должен ответить. А если тебе возвращают какой-то фидбек, то следовать ему, если говорят, что достаточно опыта, то где-то его искать, если говорят, что-то подтянуть, то подтягивать. Если ты поставил перед собой цель, то идти смело к ней.
Полина: А скажи, пожалуйста, в тему целей: кем ты видишь себя через пять лет?
Анастасия: Раньше у меня были совершенно другие карьерные планы. Раньше я думала, что путь от джуна до следующего уровня занимает 5-10 лет. Сейчас я поняла, как это работает и мой карьерный план на 5 лет – это стать более продвинутым маркетологом, вырасти в плане какого-нибудь грейда. Желательно через пять лет быть уже старшим продуктовым маркетологом, а, может быть, руководить отделом. Хочется быть профессионалом в отрасли, чтобы отрасль знала тебя, посмотрим что из этого выйдет. Мне кажется, чтобы развивать личный бренд, помогают митапы, выступления на конференциях или, например, преподавание на курсах от Тинькофф, у них есть курсы по маркетингу. Может быть, когда-нибудь я попаду туда и мое лицо увидят студенты. Я еще не готова, но примерно через год можно будет уже пробоваться.
Александра: Спасибо тебе большое за твои ответы! Ты очень много всего полезного рассказала, и сейчас у тебя есть возможность дать какой-то небольшой общий совет студентам.
Первое – чаще говорите о своих планах, потому что ваши знакомые могут вам как-то помочь. У меня так было: мои знакомые знали, что хочу заниматься маркетингом, и они мне подсказали, что есть стажировка.
Второе – иногда соглашаться работать бесплатно, но получить опыт. Это долгосрочные инвестиции, и это может окупиться. Ты получишь опыт и разовьешь свой кругозор.
Интервью подготовили: Капелюш Полина, студентка 1 курса « Управление и аналитика в гос. секторе», и Полосухина Александра, менеджер Центра развития карьеры
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.