• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Work-life-edu balance по версии Ксении Лозовской

Ксения Лозовская
Студентка 3 курса Экономики

PR-команда Центра развития карьеры, в лице Эмилии Камаевой, взяла интервью у Ксении Лозовской, студентки 3 курса ОП «Экономика», которая рассказала, как она совмещает учебу в Вышке со стажировкой и организацией Программы менторства.

О пути в программе менторства

Мила: Привет! Представься, пожалуйста, как тебя зовут, на какой ты ОП и на каком курсе обучаешься?

Ксюша: Привет, меня зовут Лозовская Ксюша. Я учусь на третьем курсе ОП «Экономика». Состою в команде Программы менторства, где занимаюсь ивент-менеджментом, а в прошлом году была в SMM. Также я, как и все координаторы, помогаю с курированием пар менторов и менти. Сейчас прохожу стажировку в отделе общего аудита в «большой четверке» — в компании «Технологии Доверия».

Мила: Расскажи пожалуйста чуть подробнее про Программу менторства. Ты же раньше была участницей этой программы, как именно ты стала организатором?

Ксюша: На первом курсе я попала в Программу, потому что училась в группе с повышенной академической нагрузкой. Я поступала не по олимпиадам, а по ЕГЭ, и, теоретически, не должна была попасть в Программу из-за условий отбора, потому что туда берут только олимпиадников. Но все студенты ПАНа имеют возможность поучаствовать. Я подала анкету и прошла.

Соответственно, после первого года бывший главный координатор Программы менторства и куратор группы ПАН, в частности, Вадим Казаков, написал в чат нашей группы, что набирают координаторов Программы, и спросил, не хотим ли мы поучаствовать. На первом курсе я не состояла в активе ЦРК, и вообще достаточно мало участвовала во внеучебке, только в парламентских дебатах. Тогда я решила, что это хорошая возможность сделать дополнительный шаг к развитию карьеры и получить полезные навыки, тогда и решила записаться. К тому же в Программе участвовали мои хорошие знакомые, поэтому было достаточно комфортно. Так на втором курсе я попала в команду координаторов. Потом мне предложили поучаствовать в SMM, ведении Telegram-канала. Я решила, что это будет полезно для меня. Так, помимо координации пар менторов и менти, работы по сайту и прочего, я еще вписалась в SMM.  Весь второй курс я сначала помогала оформлять анкеты менторов на сайте, потом координировала пары менторов и менти, помогала, если возникали какие-то проблемы. Параллельно с этим мы вели Telegram. В том году у нас появились относительно постоянные рубрики.

После второго года я проявила себя достаточно заинтересованной и замотивированной, тогда Маргарита Котельникова, директор ЦРК, предложила мне с SMM перейти в Event management и стать в рамках этой большой программы микроорганизатором всех мероприятий. Мне дали команду, это было очень приятно, потому что я почувствовала, что мои усилия были оценены. С осени я уже стала организатором приветственных, установочных и заключительных встреч с менторами и менти. Параллельно с этим продолжаю сопровождать пары менторов и менти. Вот весь мой путь в Программе менторства.

Мила: А был ли отбор на начальном этапе, когда ты в первый год участвовала в Программе в качестве организатора?

Ксюша: Да, есть отбор. Те, кто подается в координаторы, проходят собеседование с главным координатором Программы и с некоторыми текущими участниками команды. В этом году точно не знаем, как будет, но в любом случае нужно написать мотивационное письмо и быть относительно заинтересованным менти. В мой год попасть в Программу было легче, и прошло больше координаторов. Нас было примерно 15 человек в команде, но сейчас с этим всё чуть построже, и команда меньше.

Мила: То есть есть какие-то отборочные задания?

Ксюша: Собеседование, но оно, скорее, не на какой-то скилл, то есть не нужно приходить с мощными навыками SMM, event-management и прочего. Нужно просто показать, что ты достаточно замотивирован и готов развиваться.

Мила: Понятно, всё не так страшно. Ты сказала, что у тебя есть команда, и ты ей руководишь. Чем именно вы занимаетесь?

Ксюша: Мы проводили приветственную встречу менти, установочную встречу с менторами и менти, также еще будет заключительная встреча. Еще мы помогаем с ProКарьерой.

Моя команда состоит из четырех человек. Это координаторы, которые уже при регистрации на Программу в качестве организаторов говорили, что хотят заниматься именно этим. То есть никого насильно ко мне, конечно, не отправляли.

Что мы делаем? Мы занимаемся как организацией самого мероприятия: составлением программы, таймлайном, в случае каких-то более официальных мероприятий — составлением рассадки, сопровождением на самом событии, и, кроме того, ещё и продвижением самого ивента. Мы отслеживаем каналы, в которых распространяем информацию, следим за продвижением Программы менторства в Телеграмме, за формами регистрации и так далее. С ProКарьерой также помогаем с продвижением. Мы не занимаемся какими-то административными историями — этим занимаются менеджеры ЦРК. Мы именно по творческой части.

Мила: Поняла, классно! А бывает ли тебе сложно совмещать такое активное участие в Программе, учёбу и ещё и стажировку сейчас? Как тебе это даётся?

Ксюша: Со стажировкой мне, на самом деле, повезло. Сезон высокой нагрузки в Программе менторства закончился, и начался сезон высокой нагрузки на работе. В плане совмещения часть задач по проекту - я просто переношу их на выходные, потому что эти дни у меня свободны и от работы, и от пар. Это даёт возможность разобраться с задачами по внеучебке.

Также у нас достаточно большая команда, есть люди, на которых можно распределить часть задач, поэтому нагрузка не смертельная, все друг другу помогают. Я ещё учусь делегированию. Тяжело, конечно, иногда бывает, но стараюсь. Поэтому всё реально. Ещё я смотрела обучение по тайм-менеджменту от Маргариты и от Марии Абрамович — тоже достаточно полезно. Для чёткого структурирования у меня есть и бумажный планер, и Notion, поэтому, не теряюсь и задачи не забываю, из-за этого совмещать становится не так страшно и сложно.

Мила: Круто! Ты большая молодец. Программа, конечно, ещё не закончилась, но уже сейчас, что для тебя даёт участие в ней?

Ксюша: Для меня это выход из зоны комфорта, потому что я достаточно интровертный человек. Плюс, до программы я не занималась никакой организацией мероприятий, SMM, то есть это абсолютно новый опыт для меня. В альтернативе я могла бы его получить на каких-то стажировках, где более жесткий отбор и высокая нагрузка. Программа менторства для меня, в особенности на втором курсе, была возможностью попробовать симуляцию взрослой жизни. Это буквально работа, настоящая команда и прочее. Также это точка роста, возможность развиваться, получать какие-то скиллы, полезные для карьеры. И, конечно, помимо этого — социализация.

Благодаря Программе менторства я познакомилась с командой, с классными, отзывчивыми менти, с которыми приятно общаться. И просто банально интересно, что помогает не скучать.

Мила: А когда ты сама участвовала в качестве менти в проекте, это для тебя было полезным? И, если не секрет, кто был твоим ментором?

Ксюша: Моим ментором была менеджер из «Кондэйр», это дочернее предприятие швейцарской компании. Для меня опыт был очень полезным, потому что когда ты приходишь на первый курс, испытываешь очень сильный стресс. Сложно привыкать к формату учебы, много приходится изучать самостоятельно. Некоторые дисциплины действительно сложные. Еще у тебя полностью меняется окружение. Если раньше вокруг тебя были твои одноклассники, которых ты видел 11 лет, то сейчас — люди из других городов, с другим опытом, разными интересами. Также был некоторый страх от предстоящего выбора специализации внутри экономической сферы. Я просто не понимала, каково будет моё дальнейшее развитие в профессии, на которую я обучаюсь. Я потерялась в том количестве профессиональных треков, на которые могу пойти, то есть могу быть кем угодно.

Раньше я думала, что это минус, а сейчас понимаю, что это суперплюс. Тогда я пришла достаточно потерянная и встретила ментора. Она помогла мне собраться с мыслями, давала советы по профориентации, и, в целом, о том, как можно применять опыт, который ты получаешь на первом курсе. Как те hard skills, которые, кажется, тебе в жизни вообще никогда не пригодятся, применять в дальнейшем.

Благодаря ментору я стала проще к этому относиться, не думать, что всё, что мы проходим, какое-то далёкое и неприменимое. Вот так, достаточно полезный опыт.

Мила: Да, у многих первокурсников бывает такое ощущение. И многим, конечно, очень помогла бы такая поддержка.

О стажировке в компании «Технологии доверия»

Мила: Ты сейчас проходишь стажировку в компании «Технологии Доверия». Можно у тебя спросить, почему именно эта компания?

Ксюша: Основной критерий при выборе конкретной компании: «Технологии доверия» дают возможность проходить part-time стажировку в моём направлении, то есть, я могу работать от 20 часов. Для меня это был плюс, потому что сейчас я учусь на третьем курсе, и у меня всё равно остаётся учебная загруженность. Я хожу на пары 2 дня в неделю. Для меня это важно.

Помимо этого, мне понравились активности для студентов, которые организовывает компания. Это показывает их заинтересованность в студентах, стажерах. Я следила за пабликом Вконтакте — Карьера в ТеДо и получила приглашение за один день на мероприятии One Day Offer. Если честно, я не думала, что действительно пройду, потому что конкуренция была достаточно высокая. Я увидела пост в группе ЦРК и решила поучаствовать. Были обычные первые этапы отбора: числовое тестирование, видеоинтервью, и потом я как раз пришла на One Day Offer, который проходил в Bolloev Center. На нём ты проходишь все собеседования с менеджерами в один день. Если в альтернативе они могут быть разнесены по разным дням, и ты ещё какое-то время ждешь ответа, то здесь всё проходишь и узнаешь сразу. Я подумала, что это интересный опыт, решила поучаствовать и прошла.

Мила: Это очень круто! А как давно ты вышла на стажировку? Сколько она будет длиться?

Ксюша: Я вышла в начале декабря, и она продлится до конца марта.

Мила: Хорошо, а когда ты только пришла на стажировку, были ли у тебя какие-то трудности?

Ксюша: Абсолютно легко, конечно, не было, потому что, аудит — достаточно специфичная сфера. Мне очень понравилось, что в течение первого месяца проходит обучение — введение в аудит, рассказ о культуре компании, о том, как она работает, какие процессы есть, какие внутренние сервисы и прочее. Это помогло собраться с мыслями и понять, что тебя ждет на реальных проектах. А сейчас все хорошо, команда поддерживающая, задачи интересные. Поначалу страшно, но, когда начинаешь делать, все решаемо: с помощью коллег, после обучения, ещё помогают вузовские знания.

Мила: У тебя есть какие-то ожидания от стажировки? Как ты думаешь, что она сможет тебе дать?

Ксюша: Во-первых, за красивой строчкой в резюме (она определённо красивая) стоят те знания, которые ты получаешь. Сейчас идет busy season, высокая загруженность и работа над реальными проектами. После стажировки в аудите понимаешь, как работать с финансовой отчетностью, какие показатели есть, как это применяется на практике. Просто бухгалтерский учет, который есть в рамках учебной программы, строится на образных кейсах. Да, с реальными цифрами, но часто нет понимания того, как это происходит на самом деле. Как заносить те или иные позиции, как они отражаются и прочее. Но благодаря стажировке всё это кажется уже более реалистичным и знакомым. Помимо этого, на стажировке довольно много работы с Excel, твой скилл повышается в процессе самой работы. Понято, что у нас была цифровая грамотность в Вышке, нас учили пользоваться Excel, и мы сдавали Независимый экзамен. Но здесь ты уже понимаешь, что на практике нужно пользоваться горячими клавишами, что мышкой пользоваться нежелательно, так как это неоптимально.

В компаниях «большой четверки» («Б1», «Технологии доверия», «ДРТ» и «Kept») есть дополнительное обучение по Excel. Он просто не сможет пройти мимо тебя, ты не сможешь пройти мимо него. Excel в дальнейшем пригодится во многих профессиях, которые связаны с анализом данных и не только с ним. 

Кроме того, после стажировки ты получаешь хороший навык командной работы. Это уже не групповые проекты в институте, а долговременная история. Ты начинаешь понимать структуру команды, когда есть представители разных грейдов, позиций, как они взаимодействуют с командой. Смотришь уже на то, как взрослые, серьёзные люди работают, взаимодействуют между собой. Это помогает понять, что в будущем может тебя ждать.

Мила: Да, действительно. Как я поняла, у тебя на этот момент сложились положительные впечатления от стажировки?

Ксюша: Да, нравится корпоративная культура, отзывчивость коллег и атмосфера.

Мила: Супер! Каких-то сложностей или трудных ситуаций за это время у тебя не было?

Ксюша: Нет, сложностей не было, все понимают, что ты стажер, и изначально испытываешь большой стресс от новой активности. Все относятся к этому с пониманием и добротой. Чего-то гипер-критичного и страшного нет. Даже если делаешь ошибки, всегда есть возможность спросить у старших коллег, так ты это делаешь или нет, чтобы исправить. Никто косо не смотрит, не осуждает — всё хорошо.

О возможностях, которые дает Вышка и советах

Мила: Это очень классно. Тогда несколько вопросов в заключении. Какими возможностями Вышки ты успела воспользоваться кроме участия в Программе менторства и руководства ей?

Ксюша: Я состою в клубе парламентских дебатов «ВШЭсть». Дебатами я активно занималась на первом и втором курсе, даже выигрывала кубки, медали. Парламентские дебаты тоже значительно мне помогли во время первого курса. Помимо Программы менторства, я ещё тренировала навык аргументации своей позиции. Если после школы я стеснялась кому-то что-то говорить, выступать с презентациями, то благодаря дебатам, почувствовала себя спокойнее. Вот сейчас уже сколько всего наговорила, и всё нормально. Почти не краснею, не бледнею.

Мила: Можешь ли ты выделить еще какие-либо навыки, которые дала тебе именно Вышка?

Ксюша: Мне кажется, ещё стрессоустойчивость — как навык или качество. Конечно, говорят, что её не бывает, ты всё равно всего пугаешься, боишься и расстраиваешься. Но на самом деле, оттого, что достаточно высокий темп учебы, высокая загруженность, часто выпадает много дедлайнов в короткий период. Например, ближе к сессии часто есть ещё и дедлайны по проектам. Ты можешь быть бесконечно хорош в тайм-менеджменте, но каким-то образом у тебя постоянно появляется несколько задач по проекту на неделю.

С каждым годом к этому привыкаешь, учишься с этим лучше справляться. Возможно, у меня юношеский максимализм, и я думаю, что мой организм смог подстроиться под плотную работу в период сессии, когда ты мало спишь, много занимаешься. Вышка тоже в этом помогает. Это полезно, потому что слово дедлайн уже не пугает. Не пугает, когда на работе, стажировке, проекте есть много задач. Ты понимаешь, что со всем можно справиться и примерно знаешь, как это планировать.

Ещё Вышка дает полезные знакомства. И в Программе менторства, и в Клубе дебатов я общалась с людьми с разных образовательных программ. Это особенность не только тех активностей, в которых я участвовала, но и любой внеучебки, потому что в клубы приходят студенты из разных направлений, все достаточно открытые. Так как внеучебка покрывает большое поле интересов, ты можешь выбрать сферу себе по душе и там найти людей, которым нравится то же, что и тебе. Так гораздо проще законнектиться. Просто так на улице с кем-то познакомиться, конечно, сложно, а здесь у вас есть общий интерес. Так как ты общаешься с людьми с разных специальностей, узнаешь что-то новое, получаешь полезные знакомства. Никогда не знаешь, когда тебе понадобится хороший юрист или друг-программист, или друг с Восточки, который посоветует тебе репетитора по китайскому. Такая насыщенная внеучебка и такие замотивированные студенты в Вышке — это очень ценно.

Мила: Да, это правда. А есть ли у тебя какие-то советы, как совмещать учёбу, стажировку и участие в проекте, как это делаешь ты?

Ксюша: Во-первых, необходимо чёткое понимание того, что у тебя есть время, которое отведено на какую-то конкретную активность. Например, я точно знаю, что во вторник, среду и четверг я работаю и не могу отвлекаться на учебные дела. Это значит, что я должна перераспределить время для учебной активности на дни, когда езжу на пары.

То есть сразу после пары я сажусь и делаю домашние задания, чтобы это не перетекало на рабочее время или перераспределяю это на выходные. До того, как предпринимать попытки заниматься тайм-менеджментом, нужно четко понимать, какие есть задачи, и их не смешивать. Если ты будешь параллельно писать конспект, что-то считать по работе, еще и общаться с подружками, то запутаешься, потом в твоей работе тоже всё смешается, и будет не очень хорошо.

Далее нужно всё записывать. Если не записал, ты можешь забыть о задаче, потому что уже на что-то отвлекся. Notion я использую, потому что он бесплатный и интуитивно понятный. Там просто добавлять задачи: нажимаешь на плюс и пишешь её формулировку. Его можно оформлять под себя, можно найти кучу шаблонов в интернете, если тебе не нравится дефолтный, и сделать так, как тебе удобно.

Дополнительно я веду бумажный ежедневник, потому что не всегда успеваю что-то записать и оформить в Notion. В спешке у меня может получится криво, и я не пойму потом, что написано. А от руки я пишу значительно быстрее, поэтому в блокнот тоже фиксирую какие-то задачи, которые у меня есть. Потом всё сведу и готово.

Мила: Понятно, спасибо! А что бы ты посоветовала студентам, которые сомневаются, участвовать ли им в Программе менторства в качестве менти? Я поняла, что тебе лично это дало большую поддержку на первом курсе.

Ксюша: Однозначно нужно использовать все возможности, которые у тебя есть, потому что никогда не знаешь, какая из них будет наиболее выигрышной. Точно не можешь предсказать, может быть, ты сможешь хорошо пообщаться с ментором, получить от него стажировку, либо встретишь нового друга, и вам будет весело вместе. Лучше использовать все возможности, чтобы потом не жалеть. Если ты можешь пройти, и тебя ждут, есть хорошая команда, которая всегда готова помочь, то кажется, что недостатков у этого значительно меньше. Если единственный недостаток — это твоя замкнутость, скромность или лень, то кажется, что это можно перебороть. И, скорее всего, такие проблемные моменты могут решиться с помощью той же Программы менторства.

Еще стоит участвовать, потому что в команде организаторов Программы менторства состоят студенты, которые были менти, и все это испытали. Ты можешь быть уверен, что эти люди всегда смогут тебе помочь, не оставят и решат все проблемы. Всегда можешь обращаться с вопросами.

Кроме того, значительно сложнее найти тех же взрослых серьезных людей, готовых тратить на тебя своё время, обучать и делиться своим опытом. Просто на улице поймать взрослого человека и сказать: «Обучите меня, пожалуйста, чему-то!», наверное, проблематично. А в Программе менторства они сами готовы тебе помогать, изначально показали свою заинтересованность. Так как альтернатив очень мало, то нужно пользоваться.

Мила: Да, это очень правильно. И последний вопрос — как бы ты продолжила фразу: «Успешная карьера — это...»?

Ксюша: Успешная карьера — это то, что делает тебя счастливым и заставляет развиваться, потому что, если не развиваешься, жизнь скучная.

Мила: Да, да, это правда. Спасибо тебе за интервью, очень интересно было тебя послушать, твой опыт очень ценный. Спасибо огромное!

  • Что дало Ксении участие в организации Программы менторства и учёба в Вышке?

    Аргументация своей позиции
    Уверенность
    Стрессоустойчивость
    Нетворкинг
    Тайм-менеджмент

Ксения Лозовская о внеучебке в Вышке

«Так как внеучебка покрывает большое поле интересов, ты можешь выбрать сферу себе по душе и там найти людей, которым нравится то, же, что и тебе ... Так как ты общаешься с людьми с разных специальностей, узнаешь что-то новое, получаешь полезные знакомства. Никогда не знаешь, когда тебе понадобится хороший юрист или друг-программист, или друг с Восточки, который посоветует тебе репетитора по китайскому. Такая насыщенная внеучебка и такие замотивированные студенты в Вышке — это очень ценно»

Прочитать интервью с другими студентами


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.