• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новое – это не страшно: Константин Долгих

Константин Долгих

Студент 2 курса ОП «Экономика», координатор Программы Менторства 2023/2024, участник Актива ЦРК, стажёр, HR-помощник в компании Ростелеком, студент международной мобильности в Akita International University

PR-команда Центра развития карьеры, в лице Исмагиловой Камиллы, взяли интервью у Долгих Константина, студента 2 курса ОП «Экономика», который рассказал, как лучше всего совмещать учебу и карьеру, а также не бояться новых возможностей.

Камилла: Костя, привет! Расскажи о себе, на кого ты учишься? Какой ты изучаешь язык?

Константин: Я учусь в группе повышенной академической нагрузки образовательной программы Экономика в Питерской вышке, изучаю английский сам и в универе, а также самостоятельно японский.

Камилла: Как ты пришел к тому, чтобы изучать японский язык? Давно ли ты заинтересовался японской культурой?

Константин: Все началось, мне кажется, как и у многих других людей с аниме, но у меня началось с полнометражных аниме режиссера Хаяо Миядзаки. Я сначала заинтересовался его аниме, потом его биографией, затем это переросло в интерес к Японии, к тому, как японцы мыслят, как они умеют совмещать современное и традиционное, как они относятся к природе, а также некоторые религиозные аспекты. Мне нравится главная мысль синтоизма, самой распространенной религии Японии, о том что у всего есть душа и поэтому нужно все ценить и уважать. Все это переросло в большой интерес к Японии, я подумал, что было бы здорово когда-нибудь поехать в Японию и решил изучать японский язык. Также, помимо аниме, мне было очень интересно рисовать, в детстве была мечта поехать в Японию и стать мультипликатором. В итоге я решил, что японский язык – это первый шаг к этим целям. 

Камилла: Ты участвовал в Программе менторства, когда только поступил в университет. Поделись своими впечатлениями о Программе, как тебе это помогло и чему ты научился?

Константин: Программа менторства - очень интересный проект и очень полезный, если ты плюс-минус знаешь, чего хочешь, либо просто очень заинтересован в своем развитии и карьерном пути. Так как я сейчас являюсь организатором Программы и координатором, то я понимаю, что многие студенты воспринимают как должное то, что они поступили по олимпиаде и поэтому имеют такие привилегии в виде успешного ментора, но на самом деле ты должен быть сам заинтересован в своем развитии, спрашивать у ментора, просить советы, рассказывать, как у тебя обстоят дела в карьерном пути, что ты делаешь для своего развития и как ты идешь к какой-то цели и так далее. Я могу сказать, что занимался похожим, поэтому для меня Программа была довольно успешной: мы часто созванивались с ментором, я рассказывал о том, что успел сделать, она давала мне некоторые задачки, помогала мне с кейс-чемпионатами, рассказывала про свой опыт и стажировоки. На начальном этапе моя ментор рассказала про магистратуру, как совмещать учебу и работу и так далее. Я многое для себя подчеркнул, сделал некоторые акценты у себя в голове, на что нужно обратить внимание, на что не нужно, соответственно.
И могу смело сказать, что мне очень понравилось! 
А затем я подумал, что было бы интересно развивать этот проект, прокачивать другие свои навыки и таким образом я попал в кураторство Программы менторство, а сейчас меня повысили до координатора сезона 2023/2024.

Камилла: Я знаю, что ты прооходил стажировку в Ростелекоме. Помогла ли тебе Программа найти стажировку и как именно?

Константин: Да, у меня была стажировка в hr-отделе компании Ростелеком.
Мне очень помогла рекомендация от ментора, она также помогла мне с составлением резюме, сказала, какие акценты сделать, чтобы выделиться. Поначалу можно сказать я был мальчиком на побегушках, то есть мне давали небольшие задачки, например, отредактировать или собрать информацию. Но больше всего мне понравилось несколько проектов: анализ больших данных, с помощью Excel – мне нужно было создавать борды и анализировать полученную информацию, чтобы компания могла сделать некоторые выводы.

Камилла: Какие у тебя остались впечатления от стажировки и от компании?

Константин: Мне повезло, что это была онлайн-стажировка, поэтому мне не нужно было тратить много времени на дорогу, я мог заниматься этим из дома в удобное для меня время, – это было огромным плюсом. Из минусов, я не ощутил реальной работы в компании: когда ты приходишь в офис, что-то делаешь, потом вы идете с коллегами на кухню пообщаться, а потом назад за компьютеры – этого у меня не было. Но в любом случае, с командой я общался довольно часто, у нас каждую неделю были планерки, еще переписывались в Телеграме, чтобы обсуждать текущие задачи. Помимо этого меня подключили к взаимодействию с компанией, чтобы я согласовывал и проверял на визуальную и информационную составляющую посты для ВК. Из более простых задач у меня были копирайтинг, написание лендингов, также сборка информации, ее организация, проведение приветственных встреч. Самыми большими проектами были анализ больших данных, таких как анализ опроса по адаптации более 400 сотрудников для того, чтобы выявить разные закономерности и посмотреть, чем довольны и недовольны сотрудники. Вторым проектом был анализ обратной связи по работе с молодыми сотрудниками, и последним анализ доли оттока молодежи и сотрудников среднего возраста.
Мне это очень нравилось и могу сказать, что Excel – это самый важный навык, мне он очень помог, в том числе благодаря майнору по Data Science. Сейчас я подумываю о том, чтобы развиваться в этой сфере, но еще не до конца уверен.

Камилла: Сколько времени занимала стажировка в сравнении с учебой, насколько тебе было легко все совмещать?

Константин: Стажировка у меня началась летом, поэтому вначале было не так сложно, то есть я втянулся в стажировку, когда у меня было довольно много свободного времени. Было интересно и не особо сложно, потому что команда и мой руководитель мне помогали. Для меня стажировка прошла без казусов, было не настолько сложно еще учитывая, что она была онлайн, я мог заниматься этим в свободное время. У меня было выделено от 30 до 40 рабочих часов и я мог распределять это время как мне удобно, то есть я мог в один день позаниматься 12 часов, а в другой день отдыхать. Когда началась учеба, стало посложнее, но учитывая то, что я уже влился в компанию и коллектив, было не так сложно и при этом это был уже конец стажировки и таких больших задач не было, поэтому я мог совмещать учебой.

Могу дать пару советов по этому поводу.
Мне очень помогло расписание и планирование, тайм-менеджмент – это очень-очень важно, и спасибо Вышке, на самом деле, что она этому обучает, и чтобы выжить в университете, нужно уметь организовывать время. Мне очень помог мой планер во время обучения: у меня на развороте месяц и в каждой из клеточек я пишу, какие у меня задача, выделяю самые важные даты, например, когда экзамен или дедлайн по сдаче. А дальше, согласно списку, ты выбираешь, что нужно сделать в приоритете, выписываешь себе, например, я пользовался телефоном и приложением Microsoft to do, и выделяешь себе определенное время на задачу, также я использовал тактику помодора.
Также работает практика поощрения, когда ты говоришь “ я закончу и буду кушать мороженое” и это прекрасно работало.
Также я честно общался с преподавателями и руководителем, говорил, что у меня сейчас стажировка, поэтому с какой-то задачей я могу повременить или говорил руководителю, что у меня скоро будут контрольные или экзамены, поэтому я не смогу уделять столько времени, как раньше, работе, и мы просто передвигали некоторые дедлайны или увеличивали сроки.
Также очень важно заботиться о ментальном здоровье, это один из самых важных показателей, я не забывал гулять, общаться с друзьями, просто смотреть фильмы или просто лежать на диване, в общем разгружать мозг, чтобы он не тратил слишком много энергии на задачи, которые тебе предстоит выполнить. Нужно иногда ограждать себя от работы и учебы, чтобы просто отдохнуть и набраться сил.
Также очень помогает физическая нагрузка, мне помогал бег, я просто выбегал в парк, включал музыку и чувствовал себя после этого прекрасно. Холодный душ с утра очень бодрит и ты заряжаешься энергией на весь день, поэтому это тоже могу посоветовать.
Нужно планировать, расставлять приоритеты, быть честными с преподавателями и руководителями, заботиться о ментальном здоровье, да и о физическом тоже не забывать, отдыхать и думать о хобби и интересах, чтобы жизнь не превратилась в один сплошной поток учебы, работы и так далее.

Камилла: Какие еще навыки ты приобрел во время обучения в Вышке? И как ты думаешь, может ли студент стать востребованным специалистом, пройдя только курс своей ОП?

Константин: Я считаю, что необходимо обязательно развиваться вне университета.

Конечно, университет дает очень много полезных навыков, например, из того, что я могу выделить, навыки коммуникации и нетворкинга. Вышка все это развивает очень хорошо, это потрясающее место для развития коммуникативных навыков. Также у нас есть очень много внеучебных клубов, где очень интересные и замотивированные ребята с большим бэкграундом, которые тоже хотят продолжать развиваться в разных сферах. По поводу клубов, например, есть клуб ESN Buddy, который помогает иностранным студентам адаптироваться к новой среде, новой стране. Благодаря этому я также смог улучшить английский, потому что общался с иностранцами. А еще в этом клубе ты можешь помочь людям решить некоторые проблемы адаптации в стране и городе, и за счет этого повышается уровень жизненной организованности: ведь ты можешь спокойно сам пойти в будущем в полицию или в МФЦ и не бояться процедур и процессов.
Мне нравится, что развивается академическая грамотность, то есть за счет исследовательских проектов, за счет анализа разных статей, написания работ, эссе очень хорошо прокачивается мышление, выражение мыслей, идей и тому подобное. Довольно много предметов, которые заставляют мыслить и думать, хорошо получается придумать новые вопросы, оценивать информацию, анализировать ее, делать из этого разные выводы и возможно предлагать разные шаги решения. Также развивается критическое мышление, это все тоже про анализ информации про выделение главного.
И организация планирования, без которого никуда, потому что если ты качественно не распланируешь свое расписание, то можно просто выгореть, ничего при этом не успеть, а потом еще и корить себя за это. Поэтому спасибо Вышке за то, что давала пинки к тому, чтобы можно было начать организовывать рабочее время и свое пространство, организовывать, по полочкам все расставлять в голове.
Помимо этого развился навык командной работы, потому что у нас много предметов, где были проекты, связанные с работой в команде, также курсовая работа была групповой, да и в принципе разные клубы, это все помогает общаться с коллективом и даже интроверты становятся более экстравертными, потому что у них нет выбора. Это мне кажется довольно полезным для будущей карьеры, потому что в команде работать придется в любом случае.
Вышка помогает разобраться как взаимодействовать с членами внутри команды, а также предлагает быть лидером проекта, например, если ты хочешь попробовать себя в новом амплуа просто говоришь “давайте в этот раз проект буду курировать я”. И в процессе учебы ты начинаешь развивать свои лидерские качества, распределяешь задачи, расставляешь дедлайны и следишь за их выполнением.

Возвращаясь к вопросу о том, можно ли добиться высот только за счет программы, она, конечно, дает многое, но за это многое тогда нужно ухватиться, сделать для себя выводы и действительно развиваться. Мне кажется, что когда человек действительно заинтересован даже в получении навыков от программы, ему хочется чего-то большего и он пойдет дальше, будет участвовать в кейс-чемпионатах или в воркшопах, ходить на лекции, пытаться найти стажировки, смотреть даже видео на YouTube, проходить курсы, чтобы улучшать свои навыки, которые уже дает образовательная программа. Добиться, конечно, можно, но намного полезнее, мне кажется, заниматься дополнительными вещами, чтобы развивать больше навыков в себе, учитывая еще большую конкуренцию среди молодых сотрудников сейчас, мне кажется, что без дополнительных знаний никуда.

Камилла: Когда ты только поступил в университет, было ли у тебя видение того, чем ты хочешь заниматься? 

Константин: Я даже сейчас ни к чему не пришел, если честно. Возможно, я выделил для себя некоторые моменты, которые мне интересны, как анализ данных например, но, честно, я до сих пор не знаю, чем буду заниматься, что мне очень интересно и так далее.
Я берусь за многое, пытаюсь попробовать многое, чтобы найти то, что мне интересно и мне этого пока достаточно.
Я участвовал в чемпионатах, в стажировке, сейчас организую Менторство и как-то это происходит очень спонтанно, но очень правильно. Я не могу сказать, что я просто плыву по течению, но я не пытаюсь ставить для себя глобальные цели, потому что у меня без этого пока что довольно хорошо все. Мне кажется, что у нас просто слишком много возможностей, поэтому так глаза разбегаются, чтобы такого поделать.
Я очень рад за людей, которые уже определились, я знаю таких ребят, которые знают, чем хотят заниматься. И это здорово! Они смогли найти свое призвание еще в школе, а у меня не получилось, но в этом нет ничего страшного. Как поздний цветок, раскроюсь чуть позже, что-то свое найду и войду в эту сферу. А пока что я просто пытаюсь развиваться и наслаждаться жизнью.
Как получилось с мобильностью, я ее особо не планировал, а поехать все равно получилось.

Камилла: Я бы не сказала, что ты “поздний”. Я знаю много людей, которые заканчивают программу и все еще не знают, что делать. И, по-моему, у тебя все идет как надо!

Камилла: Давай поговорим про мобильность, как тебе удалось на нее попасть и насколько это было сложно?

Константин: Вообще в страны Азии подается не так много людей как в Европу. Поэтому попасть в Японию, мне кажется, чуть попроще. Также место, где я сейчас нахожусь, достаточно отдаленное от привычных и популярных направлений мобильности, поэтому спрос был не особо большим. Я сейчас нахожусь в городе Акита, это Север Японии.

Еще интересно, что университет Акиты (Akita International University) выделил очень много мест для студентов Вышки, и сейчас нас здесь находится 8 человек и, вроде бы, 4 человека из Питера. Это необычно для программ мобильности. Поэтому попасть сюда было не так трудно, как кажется. Средний балл успеваемости у меня тоже был средний – 7 с чем-то – для Европы это недостаточно, поэтому Азия.  

Камилла: Ты обучаешься в Японии на программе, связанной с экономикой?

Константин: Да, на мобильности необходимо закрывать предметы твоей специальности.
Если продолжать историю про то, как я отправился на мобильность: я не планировал ехать, просто в один момент мне друг прислал скриншот: “Кость, ты, наверное, пропустил письмо на почте, Япония объявляет мобильность”. Я буквально за две недели составил документы, все подписал отправил и через две недели приходит письмо “вы прошли” – Все получилось очень спонтанно.
Спасибо большое другу, что прислал скриншот, я вообще этого не планировал. Возможно, мне еще помогло, то что я изучал японский до этого и поэтому у меня был официальный сертификат о подтверждении уровня языка, я его тоже приложил и, думаю, это тоже сыграло какую-то роль, и портфолио. 

Камилла: Заметил ли какие-то различия между программой Вышки и программой университета в Японии?

Константин: Различия есть, наверное, это связано с тем, что здесь я выбрал предметы, например, маркетинг, менеджмент и предметы для экономики. Многие предметы просто на теорию, на послушать и проанализировать и потом рассказать. Здесь много проектов, много презентаций, много анализов статей, написание статей, написание эссе. А те предметы, которые похожи на вышкинские, то есть где нужно посчитать, решить задачки и так далее, в принципе похожи. Система организации оценок и преподавания довольно похожи.

Могу сказать, что в Вышке на самом деле сложнее, может это связано с тем, что здесь обучение проходит на английском, а японцы с английским не особо хорошо ладят, поэтому им возможно преподается на более простом уровне, чтобы они смогли понять. Пар здесь как будто бы поменьше. Поэтому учиться легко, но за счет того, что много чего нужно делать, и много проектов, получается, что ты постоянно находишься в нагрузке, нужно что-то прочитать, сделать или написать. Но я считаю, что здесь чуть попроще, еще возможно, потому, что здесь у меня сейчас меньше предметов на счет и задачки.

Камилла: Ты обучаешься на английском языке, нет предметов, которые преподаются на японском?

Константин: Нет, только английский. Этот университет является международным, поэтому у него нет предметов, которые только на японском, исключая японский язык как таковой. То есть, как для нас английский, также здесь изучают японский, а все другие предметы на английском.

Камилла: К вопросу также о мобильности, было ли трудно адаптироваться в Японии и влиться в общение с людьми, с иностранцами. Заметил ли ты какую-то разницу в менталитете или были ли какие-то непонимания? 

Константин: Это такой спорный вопрос, потому что с Японией и японским языком я знаком довольно давно и поэтому про менталитет и про разные особенности я знал. С иностранцами тоже было интересно, потому что я был бадди для иностранных студентов, поэтому с иностранными студентами тоже общался и так все сложилось, что мне было довольно легко адаптироваться. При этом могу сказать, что в принципе адаптироваться легко, потому что все иностранцы, я уйду в сленг, “на чилле”.  То есть они очень просто относятся к жизни, к людям вокруг, поэтому завести новые знакомства довольно просто, люди открытые, жизнерадостные, всегда помогут, поддержат и так далее.
По поводу языка, все не так страшно, то есть в Японии английский знают плохо, но я знаю людей иностранцев, которые вообще из японского ни слова не знают и при этом спокойно живут Японии, спокойно путешествовали и все у них хорошо. К менталитету привыкнуть можно: поначалу, конечно, ты забываешь кланяться, забываешь, что ты не в Европе, некоторые жесты, некоторые действия не особо вписываются в рамки общества Японии и так далее, но буквально через две-три недели становится проще. Поначалу еще довольно сложно, что нет привычных вещей вокруг, ты не видишь русского, не видишь кириллицы, используешь другую валюту, другие цены, другие товары, другая погода. Это вначале выбивает, но потом ты привыкаешь и становится проще. За несколько недель ты адаптируешься и можешь спокойно жить.

Камилла: Ты бы хотел в будущем, уже не в рамках мобильности, возможно построить карьеру в Японии?

Константин: Я честно не знаю, как пойдет, возможно, было бы интересно работать не на японскую компанию, но в качестве иностранного работника уехать в Японию. Потому что в Японии сами компании со строгой иерархией, они очень сильно заботятся о преемственности, о том, чтобы сохранить свое место как можно дольше. Это как-то не по мне, поэтому если так сложится, что меня отправят сюда, будет здорово или так вдруг сложится, что я уйду на фриланс и смогу просто где-нибудь жить, то Япония очень интересная страна для жизни. Но прям такого плана уехать куда-то у меня пока нет, Россия мне очень нравится, Санкт-Петербург тем более, поэтому пока плана уезжать нет.

Камилла: Что тебя в большей степени мотивирует на карьерном пути?

Константин: Поначалу, как и у многих, это было просто успешное будущее: ни от чего не зависеть, чтобы жить припеваючи и так далее. Сейчас, после Японии и после путешествий, мне так это все понравилось, что теперь у меня главная мотивация и главная цель – максимально много путешествовать, чтобы увидеть мир, чтобы познакомиться с максимальным количеством людей и чтобы насладиться жизнью.
Наверное, также еще подначивает здоровая конкуренция, потому что, как я уже говорил, в Вышке, особенно в группе ПАН очень много мотивированных, с потрясающими навыками, с большими целям, ребят, и чтобы не отставать, и быть иногда даже лучшим, хочется достигать более высоких целей и развиваться.
Также меня мотивирует желание улучшить мир вокруг (может, это довольно банально).
Я думаю, что я еще не нашел своего призвания. Одна из мотиваций – попробовать как можно больше, попытаться найти то, что действительно нравится и для этого хочется сделать как можно больше, чтобы вдруг в один момент понять “Это то самое!”

Камилла: Супер! А какой у тебя есть карьерный план, ты говорил, что ты еще не определился окончательно, но кем ты себя видишь через 5 или через 10 лет?

Константин: Мне бы хотелось поступить в магистратуру за границу, возможно, там устроиться на работу попробовать поработать за границей и посмотреть каково это, не просто пожить как студент. Учитывая то, что я сейчас живу в общаге, это очень сложно прощупать культуру и менталитет страны. Я хочу пожить в стране как ее житель, чтобы расширить границы, сломать их и выйти из зоны комфорта.
На ближайшие пять лет план такой, помимо разных карьерных штук, конечно же, то есть поиска стажировок, разных лекции, воркшопов и так далее.
Учиться, развивать английский и японский, возможно, другой язык и, наверное, уехать за границу в магистратуру не навсегда, – было бы очень здорово.

Камилла: И последний вопрос: можешь дать студентам, которые только начали свой карьерный путь, совет.

Константин Долгих, студент 2 курса ОП «Экономика», координатор Программы Менторства 2023/2024.

HR-помощник в компании Ростелеком, студент международной мобильности в Akita International University

Я могу дать сначала более приземленный, потом более возвышенный совет.

Нужно быть открытыми для новых возможностей, не нужно бояться искать и принимать решения. Новые возможности, даже если они кажутся абсурдными и неожиданными, иногда могут привести к самым успешным и интересным результатам. Развивайте свои навыки, ищите себя, ищите то, что интересно, если уже нашли, то развивайтесь в этой сфере, общайтесь с людьми, знакомьтесь с новыми и не беспокойтесь слишком много о будущем, жизнь все расставит по своим местам и в итоге все разрешится наилучшим образом. Конечно, не стоит просто пускать всё на самотек, но и переживать тоже не надо.

И мой любимый совет, мое любимое пожелание: мечтайте смелее!


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.