Аделина Ахмедова о научной карьере и Вышке
Аделина Ахмедова, студентка 4 курса ОП «Социология и социальная информатика», рассказала все тайны и секреты об академической карьере, Воркуте и СЛОНЕ
Аделина, привет! Ты работаешь стажером-исследователем в лаборатории “Социология образования и науки”. Можешь простыми словами объяснить, чем занимаются социологи в лаборатории?
Простыми словами тут не получится – в лаборатории много сотрудников, и у каждого есть свои обязанности: кто-то изучает тексты, кто-то обрабатывает большие количественные данные, многие ведут проектные группы – о них можно подробнее прочитать в группе СЛОНа ВК. Публикуют статьи в научные журналы, пишут книги. В общем, много чем занимаются в Лаборатории!
Ну и многие сейчас вовлечены в общее дело – мы пишем книгу об адаптации детей мигрантов. Туда же входят данные, собранные во время экспедиций, или полевая работа прошлого учебного года. До пандемии сотрудники Лаборатории, и стажеры-исследователи ходили в школы Санкт-Петербурга, проводили опросы среди старших классов, брали у них же и работников школ интервью. Я брала интервью у родителей-мигрантов. Это нужно было для моей курсовой работы, и в материалы книги это тоже пойдет.
Что входит в твои обязанности как стажера?
Прямо сейчас я помогаю писать одну из глав книги, посвященную как раз коммуникации родителей и школы. До этого помогала собирать материалы по этой же теме, мы в группах кодировали полученные интервью, обсуждали находки.
Вообще стажеры делают то, что придется. Редко когда за кем-то закреплена единственная функция, которую он стабильно на протяжении долгого периода выполняет. То есть, появляется задача, и ее решают общими усилиями. Чаще мы распределены по “подпроектам”, и работаем в командах. Например, после сбора качественных данных по школам СПб одна команда кодировала интервью с родителями, другая – со школьникам, еще одна – с работниками школ. Потом наступила стадия анализа, и там тоже можно было включиться в одну из подгрупп. Опять же, одновременно выполняется столько задач, что я, например, не в курсе, чем занимаются другие. Ну и в разные времена я сама собирала данные, проводила опросы или интервью, и тоже принимала участие в анализе и обсуждениях.
Есть общие мероприятия, где все, кто связан с лабораторией, встречаются в одном месте. Мы праздновали вместе Новый Год, и еще есть такая шутка – конференция проектных групп СЛОНа. Там и просто студенты, и стажеры-исследователи, и сотрудники. В такие моменты можно отследить, что вообще происходит и кто что делает. У основных сотрудников Лаборатории свои дела: например, написание публикаций.
И еще я веду соц сети СЛОНа – группу ВК, профиль в ФБ и сайт. Для этого я беру интервью у тех, кто когда-то работал стажером-исследователем в лаборатории, а сейчас, например, поступил в зарубежную магистратуру. Или разговариваю с самими сотрудниками – беру комментарии по поводу участия в конференциях. Материалы про проектные группы, которые СЛОН запустил, писала в основном я.
Ты принимала участие в нескольких экспедициях. Расскажи, сложный ли был отбор и как вообще можно попасть в экспедицию?
Для того, чтобы попасть в экспедицию, полезно мониторить сайт ярмарки проектов НИУ ВШЭ СПб и социальные сети Лабораторий, которые нравятся – там иногда пишут о новых наборах в стажеры или о приближающихся интересных мероприятиях. Об экспедициях делает рассылку, кажется, даже наш учебный офис. Во всяком случае, об экспедиции в Воркуту я узнала из рассылки, и меня заинтересовало. Но обо всем по порядку.
Первая экспедиция, в которой я принимала участие, была экспедиция в Калужскую область. Поскольку я была на проектной группе у Даши Ходоренко и Веры Титковой, сотрудниц Лаборатории, которые и экспедицию тоже организовывали, я узнала об экспедиции от них. Отбор производился в два этапа – заполнение формы на сайте + мотивационное письмо, и собеседование. Помню, у меня с этим отбором была забавная история. Тех, кто прошел отбор по итогу первого этапа пригласили на собеседование. Тем, кто не прошел, прислали отказ. А мне ничего не прислали, и я испугалась, что не прошла, хотя осталась надежда. И, не в силах дожидаться ответов, в день собеседований я пришла прямо к сотрудникам Лаборатории – там была Даша Ходоренко и Светлана Савельева – и спросила, мол, ну, что! Прошла или нет! И мне так мягко объяснили, что готовы были меня взять без собеседования. Думаю, их тогда подкупило, что я имела журналистский бэкграунд, и могла помочь вести полевые заметки, которые публикуются в группе и на сайте во время экспедиции. Но раз я сама проявила инициативу пройти собеседование, второй этап отбора тоже состоялся. И меня взяли)
Вторая экспедиция была в Воркуту. О ней я и узнала из рассылки. Собеседования там не было, всех брали только на основе мотивационных писем. Тоже довольно просто. Не знаю, кого не берут в экспедицию, но знаю, что есть те, кто не проходят отборы. Про СЛОН знаю, что студенту будет сложно пройти, если его научные интересы никак не связаны с тем, что будет происходить в экспедиции. То есть, если человек интересуется приватностью данных в интернете, а в Калуге надо будет разговаривать со школьниками и сотрудниками школ на тему буллинга и климата в классе, ясно, что самому студенту может быть скучно. Но на самом деле, все зависит от мотивации. Так что здесь надо только хотеть и пробовать!
В прошлом году в корпусе на Грибоедова, а сейчас на Седова можно найти постеры с твоим проектом о Воркуте. Расскажи про это поподробнее.
Это фотовыставка для конференции Центра молодежных исследований по итогам экспедиции. Семь постеров - это семь дней, проведенных в Воркуте и на каждом из полотен (как называет эти постеры сама Аделина) описаны несколько из способов восприятия города. Идея проекта в том, что после просмотра и прочтения этих постеров у людей сложится впечатление, что они сами побывали в Воркуте. Потому что на каждом из полотен можно увидеть вырезки из исследовательских дневников наблюдения, цитаты из интервью с местными жителями и, конечно, фотографии города. (прим. ред. Черно-белые пленочные фотографии, кстати, снимала сама Аделина). Но я делала это не одна, мне помогали мои коллеги из ЦМИ.
Можно заметить, как менялось наше восприятие города в течение этих дней. Например, на 3 полотне есть цитата одной из исследовательниц о том, что ей хотелось плакать от разрушенных домов города, сгоревших школ.
Расскажи про свой опыт участия в конференциях. Может ты хотела ли бы ты опубликовать статью (или уже опубликовала)?
Он у меня очень малюсенький. Ничего не публиковала. Но вместе с моими коллегами выступала на одной из конференций с докладом про Воркуту. Мы рассказывали про то, как местные жители переосмысляют для себя свой город, наделяют пространства новыми значениями. Например, воркутинский мальчишки из одной из заброшек сделали себе крытый скейт парк: сами мыли пространство, притащили нужные вещи, чтобы тренироваться.
Как можно попасть в лабораторию и какими навыками нужно обладать, чтобы пройти отбор?
В лаборатории будет комфортно, если научные интересы студента совпадают с тем, чем интересуется лаборатория. То есть, полезнее понимать, что лично студент хочет в лаборатории получить, и уже с этим более менее кристаллизированным знанием обращаться к сотрудникам. Процесс «отбора» зависит от места, куда планируешь отобраться.
Обычно это происходит двумя способами: либо ты уже сотрудничаешь с лабораторией, помогаешь, волонтеришь, или просто вовлечен в какой-то проект. Тогда, так как тебя уже видели в работе, могут взять просто потому что знают, что ты подходишь. Или второй вариант – прийти в лабораторию, сказать, что умеешь, чему хочешь научиться, и почему именно эта лаборатория тебе подходит. Если сложится удачно, и у лаборатории есть места и деятельность для тебя – всё, дело сделано. Знай потом трудись на благо науки. Может, за условный испытательный срок нужно будет доказать свою профпригодность. А в остальном попасть в лабораторию не слишком трудно. Главное – повторюсь – осознавать свои цели и планы.
Где помимо лабораторий студенты могут заниматься наукой?
Можно просто выбрать преподавателя, который по душе, и заниматься с ним наукой наедине )) Вовсе необязательно быть привязанным к какой-то институциональной структуре, как лаборатория. Это удобно, когда нужен доступ к данным. То есть, Лаборатория хороша в том смысле что я могу писать работы на данных СЛОНа. Но если у студента свои большие планы по покорению вселенной, то можно найти единомышленников или преподавателей-единомышленников, и творить грандиозное вместе с ними. Потом выступать на конференциях, находить там новых друзей, и так по накатанной.
Плюс можно найти лабораторию, не связанную с ВШЭ, или пойти работать в РАН, ЦНСИ и так далее.
Что из себя представляет карьерный путь в академической сфере?
Все вертится вокруг исследований и публикаций. Придумываешь исследование, выбираешь, на каких данных, или как собрать данные. Потом пишешь публикацию, выступаешь на конференциях. Цитируешь других, цитируют тебя… Прозаично, но здесь, как и в любой другой сфере, надо просто трудиться, находить знакомства, расширять горизонты и осваивать новые поля. И попутно неплохо бы найти на все это денег – преподавать или завоевывать гранты. Но вообще это не у меня надо спрашивать, это у ученых надо спрашивать.
Какие у тебя планы на будущее относительно академической карьеры? Может планируешь после университета продолжать научную деятельность в лаборатории?
Мое будущее туманно и не безоблачно. Пока не знаю, надо строить долговременные планы, но у меня не хватает на это психологических и моральных сил. Сейчас моя задача написать диплом – я продолжаю тему курсовой, связанной с изучением мигрантов в Санкт-Петербурге. А что будет дальше – посмотрим…
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.