• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая грамотность

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Люди сталкиваются с большим количеством данных на работе и вне ее: например, они смотрят на прогнозируемое время в пути и выбирают, каким видом транспорта воспользоваться, анализируют цены на покупаемые товары, планируют даты предстоящих мероприятий и т. д. Компании также оперируют большим количеством данных: они могут быть финансовыми (например, расходы или доходы) и нефинансовыми (например, уровень обслуживания). Эти данные можно обсуждать устно или обрабатывать в уме, но гораздо чаще они каким-то образом визуализируются и представляются в виде, удобном для работы разных людей. Когда возникает необходимость в представлении данных? Например, при подготовке отчетов, в презентациях по консалтинговому проекту, на совещаниях по изменению ассортимента компании, при принятии решений об управлении запасами, управлении рисками, транспортировке, логистике, складировании и т. д. От того, насколько корректно осуществляется поиск, обработка, анализ и визуализация данных, зачастую зависит принятие решений в компании. Несмотря на развивающиеся процессы цифровизации, компании во всех сферах бизнеса продолжают использовать, казалось бы, базовые инструменты (такие как Excel, Power Point и Word, Google Docs) для решения большинства задач, связанных с данными (как для анализа, так и для представления), в силу их относительной простоты и удобства. Даже при использовании более продвинутых технологий для решения этих задач сотрудникам необходимо базовое понимание того, зачем и как нужно работать с данными. Именно поэтому данный курс будет оставаться актуальным на протяжении всего обучения и в процессе работы, независимо от должности и сферы деятельности. Курс является адаптацией общеуниверситетского курса «Цифровая грамотность»; специально для программы «Менеджмент и цифровые инновации». Курс посвящен знакомству с основными принципами работы с данными. В частности, в курс включены такие темы, как: подготовка данных к обработке и анализу, работа с данными, агрегирование данных, визуализация с помощью графиков и инфографики, построение логической структуры презентации для наиболее корректного представления результатов анализа, компьютерная грамотность и безопасность, основы медиакоммуникаций, работа с поисковыми системами и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобрести знания о современных информационных технологиях, используемых как для проведения исследований, так и для ведения бизнеса
  • Приобрести знания о работе в MS Office
  • Развитие навыков поиска, обработки и анализа информации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать в команде
  • Студент способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
  • умение анализировать и интерпретировать данные отечественной (российской) и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и тенденциях, выявлять закономерные изменения социально-экономических показателей
  • Умение собирать, обрабатывать и анализировать данные, необходимые для решения исследовательских задач
  • Умение выбирать актуальные методы обработки информации в соответствии с научными задачами, анализировать результаты расчетов и защищать выводы на основе этих расчетов
  • Умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать новые бизнес-идеи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
  • Медиаграмотность
  • Правовые аспекты информационных технологий
  • Компьютерная безопасность
  • Интернет и просмотр сайтов
  • Основные текстовые технологии. работа с текстами в MS Office Word и Google Docs
  • Подготовка презентаций: инструменты и использование
  • Работа с табличными данными в MS Excel и Google Spreadsheets
  • Основы работы с данными
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Исследовательский проект
    Данный метод контроля проверяет способность студентов применять на практике знания, полученные в ходе онлайн-курса и очных семинаров, в контексте самостоятельной исследовательской работы в команде. Работа ведется в проектных группах (2-3 студента одной семинарской группы). В результате от студентов ожидается хорошо структурированная аналитическая презентация проекта, демонстрирующая убедительные доказательства и общую академическую грамотность. Студенты определяют рамки, основные цели, задачи и желаемые результаты проекта (в соответствии с основными нормами логического мышления и здравого смысла). По существу, проект может быть представлять собой исследовательскую часть курсовой работы (например, сбор данных и количественный анализ), бизнес-планом виртуальной компании, аналитическим дэшбордом для решения любых практических заданий и подготовки проектов, связанных с текущими курсами студентов, стажировками и т.д. Каждый проект должен включать: - В формате MS Word. Аннотация исследовательского проекта (не более ~ 500 слов). Образцы аннотаций: https://writing.wisc.edu/handbook/assignments/writing-an-abstract-for-your-research-paper/ + библиография использованных источников (стиль APA). - В PowerPoint. Интерактивная презентация (не более 10 слайдов), которая должна включать следующую информацию: краткий обзор (основные цели, задачи, желаемые результаты и т.д.), распределение работы в команде, результаты проекта. - В Excel. Это основная часть, которая отражает тематику каждого семинара (функции и инструменты MS Excel). В основной части студенты должны применить функции и инструменты MS Excel к заранее поставленным целям и задачам, чтобы достичь каких-либо ценных результатов в рамках общего проекта (например, проверка гипотезы, баланс прибыли/убытков, визуализация данных и т.д.).
  • блокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в компьютерном классе на ПК в формате практических заданий с использованием соответствующего программного обеспечения (MS Word, MS PowerPoint, MS Excel). Экзамен состоит из 10 практических заданий в MS Word, MS PowerPoint, MS Excel. Продолжительность экзамена - 80 минут. Во время экзамена строго запрещено списывание (использование мобильных устройств, бумажных материалов, шпаргалок, подключение к Интернету/локальной сети, разговоры с другими студентами, просмотр чужого экрана или записей). В случае выявления фактов списывания студент досрочно удаляется из аудитории и получает 0 (ноль) баллов за конкретный тест.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Исследовательский проект + 0.4 * Итоговый экзамен + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гобарева, Я. Л. Бизнес-аналитика средствами Excel : учебное пособие / Я.Л. Гобарева, О.Ю. Городецкая, А.В. Золотарюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2023. — 350 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. - ISBN 978-5-9558-0560-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1893969

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Калмыкова, С. В. Работа с таблицами в Microsoft Excel : учебно-методическое пособие для вузов / С. В. Калмыкова, Е. Ю. Ярошевская, И. А. Иванова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 136 с. — ISBN 978-5-507-44447-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/226487 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Козлов, А. Ю. Статистический анализ данных в MS Excel : учебное пособие / А.Ю. Козлов, В.С. Мхитарян, В.Ф. Шишов. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 320 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/2842. - ISBN 978-5-16-004579-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1907518

Авторы

  • Травин Александр Сергеевич