«Центр развития карьеры должен стоять в авангарде успешного университета»
Центральной темой международной майской конференции в 2021 году стала третья миссия университетов. Открывая круглый стол, Валерия Касамара назвала деятельность университетских Центров развития карьеры воплощением третьей миссии.
В начале обсуждения проректор НИУ ВШЭ обозначила проблемы, с которыми сталкиваются студенты российских вузов в период пандемии коронавируса: сокращение доходов на 40% и безработица. В связи с этими факторами Валерия Касамара подчеркнула, что Центры развития карьеры в университетах должны изменить форматы работы. «Сейчас 15% студентов недовольны деятельностью карьерных центров в родных университетах», отметила Валерия Александровна.
Центрам развития карьеры российских вузов важно научить студентов базовым навыкам трудоустройства — составлению резюме, поиску работодателей и позиционированию себя на рынке труда. Особое внимание Валерия Касамара уделила необходимости повышения квалификации сотрудников Центров карьеры. «Университет можно назвать успешным, если его Центр развития карьеры стоит в авангарде и помогает студенту совершить бесшовный переход на рынок труда. Это подразделение формирует экосистему, которая отличает хороший вуз от плохого — тот, в который хочется возвращаться за дополнительным образованием или новыми кадрами», объяснила Валерия Александровна.
Представители карьерных центров петербургских вузов поделились своим опытом работы со студентами. Директор Центра карьеры ИТМО Мария Ососкова рассказала, как университет перестраивает работу карьерного подразделения. Его сотрудники мотивируют студентов осознанно относиться к карьере с первого курса бакалавриата. Также для студентов запущен курс по Управлению карьерой как часть образовательной программы. Важной составляющей образовательной программы бакалавриата являются такие общеуниверситетские дисциплины, как цифровая и предпринимательская культуры, мышление, креативные технологии. В блок дисциплин soft skills также входят техники публичных выступлений, личная эффективность и управление временем, эмоциональный интеллект и научная этика. Представитель Центра развития карьеры Высшей Школы Менеджмента СПбГУ Елизавета Троянова рассказала, что основная задача подразделения — создавать лидеров индустрии. Сотрудники поддерживают студентов и выпускников на всех этапах развития карьеры. Также Центр карьер совместно с корпоративными партнёрами создаёт совместные проекты и лаборатории, которые позволяют студентам приобрести наиболее актуальные навыки и знания, а также плечом к плечу поработать с ведущими экспертами той или иной отрасли. Одним из примеров служит совместная с ПАО «Мегафон» цифровая лаборатория 5GDreamLab.
Эксперты отметили, что студентам бывает сложно развивать карьеру из-за того, что они не понимают цель своего обучения и собственные интересы. К выбору карьерной траектории учащихся часто подталкивают родители. Это отметила и проректор Вышки Валерия Касамара: «Родители давят на детей при выборе направления подготовки. Часто они предлагают детям собственные сценарии развития карьеры. Из-за этого многие студенты уходят из вузов после первого курса, так как они недовольны своим выбором».
Далее представители российских компаний поделились сложностями, с которыми они сталкиваются при взаимодействии со студентами и Центрами развития карьеры университетов. Старший специалист по найму компании KPMG Татьяна Рзаева отметила, что привычные карьерные мероприятия теряют свою актуальность для студентов. «Стандартные мастер-классы, ярмарки вакансий и кейс-чемпионаты — вчерашний день, а нам уже сейчас важно понимать, что будет завтра».
Начальник управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками Ксения Марданова поделилась опытом создания диджитал проектов, посвященных карьере. Она рассказала о создании подкаста «Норм стажер», где выпускники Вышки делятся опытом найма и работы в крупных российских компаниях. Также Ксения посоветовала развивать соцсети карьерных центров на популярных площадках и рассказала, что с переходом в онлайн-формат посещаемость мероприятий управления выросла в два раза.
В конце дискуссии представители сферы образования и бизнеса отметили, что рынок труда «перегрел» студентов из-за нехватки кадров. Теперь рекрутеры чаще охотятся за компетентными сотрудниками, а у специалистов есть возможность выбирать. «Сейчас вузы должны понять, как им научить студентов работать. Есть огромное количество ребят, которые умеют учиться, но не умеют работать. Это поможет изменить ситуацию на рынке труда в лучшую сторону», подчеркнула Валерия Касамара.
Марданова Ксения Викторовна
Управление развития карьеры и взаимодействия с выпускниками: Начальник управления