Обретение своего «я»

Имя Симоны де Бовуар неразрывно ассоциируется в нашем сознании с феминизмом и образом свободной умной женщины, чья судьба находится только в ее собственных руках. Мощным интеллектом, железной волей, упорством и трудолюбием она всю жизнь отстаивала права женщин на независимость и собственный выбор.

Обретение своего «я»

Иллюстрация: Арсений Андрианов

Свобода воли, свобода выбора, автономии, самоосуществления личности и ее подлинного существования были святыми ценностями Симоны де Бовуар. Она была рьяной поборницей свободы и равенства, но далеко не все общество было готово смотреть на жизнь столь же прогрессивно.

Позиция Симоны де Бовуар состояла в том, что быть женщиной означает не столько принадлежность к особой биологической категории людей, сколько быть причастной к особой социопсихической реальности — «женственности». Это не исключает того, что сексуальные различия всегда будут оказывать значимое воздействие на отношения полов, однако предполагает, что женственность, как особое социопсихическое свойство, не должна оставаться решающим инструментом самоопределения женщины в мире, так же, как и компенсирующим механизмом в системе властных отношений между мужским и женским полами.

Буржуазная семья гордилась своими аристократическими корнями, их семейный уклад был размеренным, традиционным, отводящим женщине лишь скромное место хранительницы очага без права голоса. Родители прочили дочери будущее добропорядочной жены какого-нибудь буржуа. Однако их мечтам не суждено было осуществиться, поскольку сама Симона видела свою жизнь абсолютно иной.

Де Бовуар поступила на философский факультет Сорбонны и стала девятой окончившей его женщиной. В Сорбонне ее окружали такие будущие знаменитости, как Раймон Арон, Поль Низан, Морис Мерло-Понти и Жорж Политцер, вместе с которыми они потом сдавали экзамены на первую ученую степень и право преподавания. На том экзамене ее превзошел только Жан-Поль Сартр, интеллектуальный друг и партнер по жизни.

Они оба были убеждены, что сущность человека складывается из его поступков. Он продукт всех совершенных им в жизни выборов, его способности к реализации своего «проекта», под которым подразумевались предустановленные цели и средства, конструирование целей и смыслов. Воля и стремление к свободе выступали в их доктрине побудителями поступков.  Эти побудители сильнее всех законов, нравственных правил и предрассудков. Они же, по мнению де Бовуар и Сартра должны определять семейный уклад и отношения в любви.

Симона де Бовуар прожила свою жизнь в согласии с собственной волей, руководствуясь собственными решениями, и стремилась научить этому других женщин. После себя она оставила множество философских работ, романов и несколько книг мемуаров. Одним из самых известных ее произведений стала книга «Второй пол», в которой де Бовуар попыталась выяснить для себя и объяснить читателю смысл таких понятий, как «женский удел», «природное назначение пола», чем и почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то при каких условиях, на каких путях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

 

«Женский вопрос» оказался столь праздным оттого, что мужская надменность превратила его в «распрю», а когда возникает распря, люди уже не рассуждают. Все неустанно стремились доказать, что женщина выше, ниже или равна мужчине; она сотворена после Адама, а значит, она — существо второстепенное, говорили одни; напротив, говорили другие, Адам был лишь наброском, человек удался Богу в совершенстве, лишь когда он создал Еву; ее мозг не велик — но относительно он больше; Христос воплотился в мужчине — может, это из смирения. Каждый аргумент сразу же влечет за собой контраргумент, и часто оба они безосновательны. Чтобы во всем этом разобраться, нужно выйти из проторенной колеи, отказаться от расплывчатых понятий высшего, низшего, равного, которые извратили смысл всех дискуссий, и все начать заново».

Симона де Бовуар «Второй пол», 1949

Книга вышла в свет в 1949 году сначала во Франции, а чуть позже практически во всех странах Запада. Работа пользовалась неимоверной популярностью и сделала Симону де Бовуар всемирно известной.

 

 

Не вызывает сомнений, что женщинам сегодня очень трудно совмещать положение автономного индивида с женской судьбой; в этом источник той их неловкости, той тревоги, из-за которых их иногда считают «потерянным полом». Наверное, куда удобнее переносить беспросветное рабство, чем трудиться над избавлением от него; да и мертвые лучше приспособлены к земле, чем живые. Во всяком случае, возврат к прошлому столь же невозможен, сколь и нежелателен. Следует надеяться, что мужчины со своей стороны безоговорочно примут положение, складывающееся в настоящий момент; только тогда женщина сможет жить, не чувствуя внутреннего разлада. Тогда, быть может, исполнится пожелание Лафорга: «О девушки, когда же вы станете нам братьями, задушевными братьями, без всякой задней мысли об эксплуатации? Когда же мы обменяемся настоящим рукопожатием?» Тогда «Мелюзина, избавленная от бремени рока, взваленного на нее одним лишь мужчиной, освобожденная Мелюзина...» обретет «свое место за общим столом» (Бpетон. Аркан 17). Тогда она станет в полной мере человеком, «когда будет сокрушено бесконечное рабство женщины, когда она начнет жить для себя и сама по себе, а мужчина — вызывавший до тех пор отвращение — отпустит ее на волю» (Рембо. Письмо к П. Демени, 15 мая 1872 года)».

Симона де Бовуар «Второй пол», 1949

 

Большинство читательниц не осмелились воплотить идеи этой книги в жизнь, но передали их своим детям. Мечта Симоны де Бовуар о свободной женщине воплощается и прогресс явно заметен. Хотя что-то еще впереди.