Мечта с имперским размахом
Характер
С раннего детства Петра отличали несокрушимая воля и могучие страсти. Подвижный и восприимчивый к новым знаниям и навыкам ребенок получил несистемное образование и массу ярких впечатлений. Ближайшие родственники любили Петра и старались максимально наполнить жизнь ребенка доступными его положению радостями, в то же время недруги семьи подарили будущему царю немало острых переживаний и жестоких уроков. Шумные детские игры развили воображение Петра и потребность к деятельной жизни. Он учился из непосредственного опыта, при случайных встречах с людьми всех званий и состояний.
Рано лишившись отца, а вместе с ним и положенного будущему царевичу воспитания, во взрослые годы Петр не умел сдерживать своего темперамента и не умел управлять своими страстями. Как отзывалась о нем принцесса Ганноверская София: «Это был человек хороший и вместе с тем очень дурной, в нравственном отношении он был полный представитель своей страны».
Таким образом, живой и пылкий, привыкший обучаться на собственном опыте в общении с более опытными наставниками, Петр I был готов следовать от «Я хочу» к волевому и решительному «Быть по сему».
О чем же мечтал Петр?
Историки любят вспоминать приписываемую Петру I фразу, которую он якобы сказал своим солдатам перед Полтавским сражением в 1709 году:
Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние ее!"
Петр не походил на славолюбца-завоевателя. Завоевания были необходимы ему для преобразования России в мощное государство, обладающее весом на международной арене. Он мечтал о богатом и уважаемом государстве, а свою монархическую власть рассматривал, как средство для воплощения своей мечты.
Выход к морям и статус империи
Результатом Азовских походов Петра I против Турции в 1695–1696 годах, завершившихся взятием Азова, стал первый собственный выход России в южные моря.
Победа в Северной войне в 1721 году закрепила за Россией выход к Балтийскому морю и придала ей статус сильной державы, с которой теперь должны были считаться европейские страны. Более того, Ништадтский мир не только ознаменовал полную и безусловную победу России над Швецией, но и на долгие годы закрепил за ней статус империи.
Персидский поход Петра в 1722–1723 годах закрепил за Россией западное побережье Каспия с городами Дербент и Баку. Там при Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства.
На какое-то время от России отступила угроза потери национальной независимости и утраты хотя бы части ее земель. К концу правления Петра I Россия превратилась в одну из ведущих мировых держав, расширила свои владения и, обладая современной, опытной, хорошо обученной и вооруженной армией и выходами на Балтику, могла претендовать на одну из ведущий ролей и в мировом хозяйстве.
Модернизация
Модернизация коснулась важнейших политических институтов страны, системы управления и жизни общества в целом. Это проявилось не только в названиях новых государственных учреждений и должностей в них, но и в рационализации делопроизводства, в системе иерархии учреждений, организации контроля за их деятельностью, выдвижении на первый план личной выслуги, признании постоянного и определенного денежного жалованья основным видом награды за службу, в создании правовой основы государственной службы.
В хозяйственной сфере модернизация проявилась в индустриализации страны. Активно проводилась разведка рудных богатств, строились чугунолитейные и оружейные заводы на Урале и в Центральной России, прокладывались каналы и новые стратегические дороги, сооружались корабельные верфи, а вместе с ними возникали и новые города.
Однако использование труда крепостных и отсутствие условий для возникновения рынка свободной рабочей силы не позволили создать базу для благоприятного и конкурентоспособного по сравнению с Европой развития экономики в дальнейшем. Опыт экономических преобразований скорее заложил препятствия для дальнейшего развития. Помещичьи крестьяне переставали быть подданным государства и становились собственностью помещика. В менталитете значительной части крестьянства закрепились такие черты, как социальное иждивенчество, социальная и хозяйственная пассивность, отсутствие представлений о личной свободе и достоинстве.
В то же время, осознавая значение научных исследований для развития экономики и обеспечения обороны, Петр решил соединить фундаментальные и прикладные исследования в Петербургской академии наук. В 1724 году был издан указ об открытии Петербургской академии наук с гимназией и университетом.
Осуществил ли Петр I свою мечту?
Вероятно да. Историк Михаил Погодин так когда-то оценил результаты инициатив Петра I:Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля, внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения".