• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что политологи знают о государственном управлении?

Мероприятие состоялось 14 апреля 2021 года

Стародубцев Андрей Владимирович
Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения: декан

Андрей Владимирович Стародубцев, кандидат политических наук, доцент департамента политологии и международных отношений, декан Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург,  старший научный сотрудник Центра сравнительных исследований власти и управления НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, и. о. заместителя директора НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Андрей Стародубцев является экспертом в области политических исследований государственного управления, территориальной политики и федерализма. Он — автор книг “Платить нельзя проигрывать: региональная политика и федерализм в современной России” (Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014) и Federalism and Regional Policy in Contemporary Russia (Routledge, 2018), а также серии статей, посвященных политическим факторам разработки и реализации реформ в России.

 

О семинаре

Интригующее название семинара «Что политологи знают о государственном  управлении?» определило   яркий и откровенный  формат состоявшейся дискуссии.   Андрей Стародубцев, декан Санкт-Петербургской школы  социальных наук и востоковедения,  рассказал  о своем понимании ответа на это вопрос и,  вместе с коллегами по факультету показал, как много  политологи могут дать для  истинного понимания сути процессов происходящих как в  государственном управлении, так и  в бизнесе.

Андрей Стародубцев: "Политологи имеют необходимый инструментарий - теоретический и методический - для того, чтобы дать политикам, чиновникам, обществу в целом знание о наиболее действенных путях формирования и реализации государственной политики, а также причинах, по которым те или иные действия государства не достигают своих целей"

На целом ряде конкретных примеров  мы  рассмотрели судьбу различных попыток реализации реформ в России и поняли, что процедура  реформ не менее важна чем их результат, т.е. если мы можем не стесняться рассказывать  публично о технологиях решения задачи, то это, при прочих равных, лучше чем, если реформа (пусть даже очень важная и успешная) реализуется путем непрозрачных инструментов и бюрократических приемов. Вместе с тем, мы старались  понять и позицию реформатора,   цель которого в первую очередь, состоит в том, чтобы добиться результата, т.е.  общественного блага.  С этой точки зрения, если результат, достигнут,  то реформа может считаться успешной, а технологии  преодоления сопротивления изменениям остаются уже на совести самого реформатора.  Мы разумеется, в первую очередь, заострили это вопрос, не дав него окончательного ответа, но подробно рассмотрели его на нескольких  конкретных  примерах, таких как  региональное управление, введение ЕГЭ,  создание фонда «Сколково»,  реформа системы опеки в России и некоторых других.

Аннотация проекта

Политические факторы реализации модернизационных программ: случай Стратегии социально-экономического развития РФ на период до 2010 года.

Проект посвящен изучению влияния бюрократии на содержание и результативность социальных реформ в России 2000-х годов годов. Отправной точкой для исследования является представление бюрократии как набора политических акторов, обладающих собственными интересами и активно отстаивающих эти интересы в ходе разработки, принятия и реализации программы реформ. Такой подход позволяет лучше понять, с одной стороны, результаты российских реформ, а с другой – механику государственного управления в нашей стране в условиях целенаправленного сокращения поля политической конкуренции (сочетание, часто обозначаемое как «авторитарная модернизация»). В результате реализации проекта предполагается выяснить, насколько значимым является влияние бюрократического аппарата, характеризующегося низким уровнем общественной и парламентской подотчетности, высоким уровнем централизации и ориентированностью на извлечение ренты из устоявшихся патрон-клиентских отношений, на содержание и результаты радикальных преобразований в социальной сфере, запущенных в начале 2000-х годов.

С более подробным описание проекта вы можете ознакомиться здесь