• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Двуязычие как точка сборки: онлайн-поддержка языков России

Мероприятие состоялось 09 июня 2021 года 

Копотев Михаил Вячеславович
Департамент филологии: Доцент

Академический руководитель магистерской программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ, в 2009 — докторскую диссертацию в Хельсинкском университете, где продолжает работать, занимая должность лектора и адъюнкт-профессора. В 2015 году стажировался в Гарварде. В круг его интересов входит компьютерная и корпусная лингвистика, цифровые технологии в преподавании, эритажные языки и билингвизм. М. Копотев — создатель нескольких онлайн-проектов для изучения языка: Revita, CoCoCo, HANCO.

Последняя крупная публикация — The Palgrave Handbook of Digital Russia Studies доступна онлайн.

Аннотация проекта

Проект Revita — это новый подход к преподаванию языков: для изучения иностранных языков и для поддержки языков, находящихся под угрозой исчезновения. Система предназначена для студентов от среднего до продвинутого уровней, она включает как крупные языки, типа русского или немецкого, так и национальные языки народов России. Revita позволяет учащимся создавать задания из любого аутентичного текста, который учащийся выбирает сам. В основе системы — развитие активной компетенции: мы стимулируем ученика активно использовать язык, а не пассивно усваивать правила. Используя технологии машинного обучения, мы создаём персонализированную обучающую среду: система отслеживает прогресс ученика, анализирует результаты выполненных упражнений и адаптирует новые упражнения к текущему уровню. Система доступна онлайн и не требует дополнительных настроек: достаточно интернет-подключения и интереса к изучению языков.

О семинаре

В эпоху массовой мобильности владение языками является условием социального роста. Это прежде всего касается знания больших языков, имеющих государственную или экономическую поддержку. Малые языки, языки мигрантов оказываются в более уязвимом положении. Многоязычному человеку нужно решить несколько задач: сохранить родной язык, усвоить доминантный и, возможно, выучить глобальный язык. Достижение этих целей часто затруднено недостатком ресурсов – как временных, так и финансовых.

Именно в этой точке на помощь приходят образовательные технологии, которые помещают в фокус внимания многоязычного человека, его потребности и его возможности. С одной стороны, технологии делают процесс изучения и поддержки языков более доступными в буквальном смысле: учебная программа находится в телефоне или на компьютере пользователя. С другой стороны, технологии позволяют «переводить» сложные бюрократические тексты на упрощенный вариант языка, понятные даже иностранцу.

Многоязычие оказывается точкой сборки разнонаправленных усилий: государственных, социальных, лингвистических, которые создают инклюзивную языковую среду.

 

Цитата

«Ревита – прекрасный пример EdTech. Это онлайн-платформа, использующая весь спектр современных языковых технологий – от электронных словарей до методов искусственного интеллекта. Ревита предлагает пользователю изучать язык на текстах, интересных пользователю, с учетом индивидуальной траектории обучения. Наконец, Ревита предлагает множество языков на единой онлайн-площадке. Экономическая модель Ревиты позволяет зарабатывать и развиваться за счет крупных языков и одновременно поддерживать малые языки».