• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Бориса Гаспарова «Теоретическая лингвистика как явление культурной истории ХХ столетия»

Лекция Бориса Гаспарова «Теоретическая лингвистика как явление культурной истории ХХ столетия»



Несмотря на высокий уровень технической оснащенности, теоретической лингвистике на всем протяжении двадцатого столетия принадлежала выдающаяся роль как в формировании парадигм философской и научной мысли и эстетических конвенций, так и в их революционной смене. 

На протяжении первых двух третей ХХ века универсальной методологической парадигмой сделался имманентный структурный подход, инициированный "Курсом общей лингвистики" Фердинанда де Соссюра. В его основе лежал подход к предмету (от собственно языка до художественных текстов, социальных и культурных конвенций, механизмов сознания) с точки зрения его внутренней структуры, для которой эмпирически наблюдаемые факты служат лишь поверхностной репрезентацией. В эту эпоху структурализм повсеместно занял доминирующее положение в качестве парадигмы модернистского культурного сознания. В СССР и Восточной Европе его притягательность оказалась особенно сильной, поскольку структурный метод представлялся надежной защитой от давления официальной идеологии. 

В свою очередь, кризис модернизма в 1960-х—1970-х гг. был инициирован критикой структурного подхода к языку и словесному тексту. На передний план выступило многообразие когнитивных механизмов и социо-культурных контекстов и как следствие, плюрализм и дисконтинуальность в подходе к языку и культуре в ее различных проявлениях. В этой ситуации особенностью России, и шире, постсоветского пространства стала значительная приверженность к структурной парадигме, в силу того высокого престижа, который она завоевала в качестве стратегии чистой (абстрагированной от идеологического контекста) научной и художественной деятельности.

Борис Михайлович Гаспаров - доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, профессор Колумбийского университета (США).