Лекция Бориса Гаспарова «Теоретическая лингвистика как явление культурной истории ХХ столетия»
Несмотря на высокий уровень технической оснащенности, теоретической лингвистике на всем протяжении двадцатого столетия принадлежала выдающаяся роль как в формировании парадигм философской и научной мысли и эстетических конвенций, так и в их революционной смене.
На протяжении первых двух третей ХХ века универсальной методологической парадигмой сделался имманентный структурный подход, инициированный "Курсом общей лингвистики" Фердинанда де Соссюра. В его основе лежал подход к предмету (от собственно языка до художественных текстов, социальных и культурных конвенций, механизмов сознания) с точки зрения его внутренней структуры, для которой эмпирически наблюдаемые факты служат лишь поверхностной репрезентацией. В эту эпоху структурализм повсеместно занял доминирующее положение в качестве парадигмы модернистского культурного сознания. В СССР и Восточной Европе его притягательность оказалась особенно сильной, поскольку структурный метод представлялся надежной защитой от давления официальной идеологии.
В свою очередь, кризис модернизма в 1960-х—1970-х гг. был инициирован критикой структурного подхода к языку и словесному тексту. На передний план выступило многообразие когнитивных механизмов и социо-культурных контекстов и как следствие, плюрализм и дисконтинуальность в подходе к языку и культуре в ее различных проявлениях. В этой ситуации особенностью России, и шире, постсоветского пространства стала значительная приверженность к структурной парадигме, в силу того высокого престижа, который она завоевала в качестве стратегии чистой (абстрагированной от идеологического контекста) научной и художественной деятельности.
Борис Михайлович Гаспаров - доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, профессор Колумбийского университета (США).
Рубрики
В статье упомянуты