We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Enterprise IT architecture

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Informatics
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс рассчитан на специалистов, для которых в будущей профессиональной карьере потребуются теоретические знания и владение практическими методиками управления IT-активами современного предприятия. Прохождение курса поможет работать с IT-архитектурой (IT-ландшафтом) предприятия через соответствующие модели как в части анализа «Как есть», так и в части синтеза «Как должно быть», так и в части практических действий «Как перейти от того, что есть, к тому, что требуется» (этот третий фрагмент можно назвать «Цифровой трансформацией»). Содержание курса распределяется по четырем направлениям:•Базовые и концептуальные аспекты управления IT-ландшафтом, от области определения до методик моделирования.•Теоретическая часть – наиболее важные аспекты управления IT-ландшафтом, принципы и методики.•Практическая часть – демонстрация применения ранее показанных техник и методик на конкретных наглядных примерах из личной практики автора. Эта часть курса занимает примерно половину учебного времени и разбирается очень подробно. Примеры подобраны так, что являются актуальными на текущий момент времени.•Факультативная часть. Состоит из двух занятий, каждое из которых показывает практическую инженерную методику работы специалиста по управлению IT-ландшафтом и трансформации этого ландшафта. Эта часть курса читается, если на нее остается учебное время.Помимо основных тем курса (они перечислены в соответствующем разделе) в курс могут включаться некоторые дополнительные темы, но их наличие и состав определяются уже по ходу занятий, преподаватель ориентируется на обратную связь от слушателей курса. Какие темы обсудить дополнительно – мы решаем совместно, наша цель заключается не в том, чтобы просто прочитать материал и выставить оценку, а в том, чтобы научиться работать с теми сущностями, которые мы обозначили термином «IT-ландшафт».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование теоретических знаний и приобретение практических навыков в области современных методологий и технологий описания и проектирования IT-архитектуры предприятия, связи архитектуры данных с бизнес процессами и организации взаимодействия различных информационных систем предприятия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятие «IT-ландшафт предприятия»
  • Понимает, чем чем IT-ландшафт современного предприятия отличается от тех ландшафтов, на изучении и работе с которыми выстраивалась базовая теория.
  • Знает принципы моделирования IT-ландшафта с прицелом не на построение моделей, а на проекты трансформации.
  • Знает и применяет практические методики управления IT-ландшафтом предприятия, от сопровождения до перспективного развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину
  • Жизненный цикл элементов IT-ландшафта
  • Моделирование IT-ландшафта
  • Пример №1 – компактное полнофункциональное предприятие
  • Пример №2 – территориально-распределенное предприятие с единым центром
  • Аспекты информационной безопасности предприятия
  • Пример №3 – слабосвязанная филиальная структура с управляющей организацией
  • Пример №4 – централизованное предприятие уровня города
  • Аспекты облачных систем
  • Пример №5 – провайдер облачного сервиса
  • Тенденции развития компонентов IT-ландшафта
  • Дополнительная тема «Техника оценки и принятия проектных решений»
  • Дополнительная тема «Теория и практика управления проектными коммуникациями»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзаменационная беседа
    Экзамен проводится в формате свободной беседы (билеты не используются), и его можно считать аналогом производственного собеседования (именно в такой форме автор курса проводит реальные производственные собеседования). Соответственно, оценка, выставляемая после экзамена, показывает не только уровень погружения слушателя в материал учебного курса, но и способность слушателя применить полученные знания к производственной деятельности реального современного предприятия. Если выполнена курсовая работа, экзаменационная беседа будет выстроена как защита технического проекта.
  • неблокирующий Курсовой проект
    В качестве примера будет выдан реальный производственный документ из личного архива автора. Требований к объему, оформлению и формату курсового проекта не предъявляется, это учебно-производственная задача и преподавателю будет интересно посмотреть, каким образом слушатель курса собирается показать идею своего проекта, учитывая, что проект передается лицу (условно), принимающему решения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Курсовой проект + 0.7 * Экзаменационная беседа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мифический человеко-месяц, или Как создаются программные системы. - 978-5-4461-1636-2 - Брукс Фредерик - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/373509 - 373509 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бизнес со скоростью мысли, Гейтс, Б., 2004

Авторы

  • Юдаева Оксана Юрьевна
  • Спицина Кристина Станиславовна