• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cross-Cultural Approach to Identity Politics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает знакомство с политикой идентичности в рамках двух направлений: 1) направление государственной политики по конструированию образа нации, 2) идентификация меньшинств (этнических и религиозных) в государствах. Народы Востока живут в мире мифологии, нарративов и религиозных традиций. Изучая первой направление политики идентичности, мы рассмотрим те аспекты, к которым прибегают правительства в процессе нациестроительства, формирования государства, как конкретного общества. Обращаясь к исторической памяти, символам, традициям, мифам, мы увидим, какую роль они играют в единение нации, а также разберем уникальные конструкты, которые наблюдаются в политике определенных государств. Отдельно уделяется внимание причинам нациестроительства, в частности, в рамках сохранения государственного суверенитета. Многочисленные конфликты в регионе способствовали фрагментации обществ и политизации идентичностей в тех странах, которые стали их жертвами. Изучая права конкретных меньшинств в разных странах, мы проанализируем то, как религиозные и этнические меньшинства определяют свою идентичность. Интересы групп, выступающих за свои права, часто идут вразрез государственной политике по формированию единой нации. В этой связи в рамках курса также предлагается рассмотреть опыт разных стран по работе с меньшинствами, в том числе изучение процессов интеграции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о политике идентичности в контексте разных культур.
  • Изучить специфику политики идентичности в государствах на Ближнем и дальнем Востоке в рамках нациестроительства.
  • Познакомить студентов с символами и исторической памятью, присущими для разных обществ в странах Ближнего и Дальнего Востока.
  • Познакомить студентов с теоретической базой, используемой при исследовании идентичностей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь понимать принципы конструирования идентичности как малых групп, так и государства.
  • Обладать опытом анализа политики идентичности.
  • Уметь использовать категориальный аппарат для анализа идентичностей.
  • Знать специфику идентичностей отдельных групп и государств на Ближнем и Дальнем Востоке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1. Политика идентичности: политическое и национальное измерение
  • Семинар 1. Нациестроительство на Ближнем Востоке
  • Лекция 2. Политика идентичности: идентичность в социокультурном измерении
  • Cеминар 2. Махмуд Мамдани: трайбализм, колониализм и этническая идентичность
  • Лекция 3. Государственный суверенитет. Мультикультурность, национализм и глобализация
  • Семинар 3. Общая культура в контексте множества культур
  • Лекция 4. Нациестроительство в странах Дальнего Востока
  • Семинар 4. Япония: пацифизм как часть национальной идентичности
  • Лекция 5. Определения понятия «меньшинства». Этнические и религиозные меньшинства на Ближнем Востоке и в Африке. Мигранты и беженцы. Дискриминация и самоидентификация
  • Семинар 5. Роль мифов, символов и исторической памяти в политике идентичности
  • Лекция 6. Этнические меньшинства в странах Дальнего Востока. Мигранты и беженцы. Дискриминация и самоидентификация
  • Семинар 6. Проблема исторической памяти в политике идентичности стран Дальнего Востока
  • Лекция 7. Социальные идентификации в странах Дальнего Востока: состояние, проблемы и политика государств
  • Семинар 7. Культурные войны: пример стран Дальнего Востока
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточные тесты
    Тесты по изученным материалам проводятся в начале семинаров 2, 4, 5 и 7. Тесты, выполняемые на семинарских занятиях, состоят из 10 заданий: выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнения пропуска, раскрытия термина, определения даты. Задания соответствуют содержанию лекций.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен в формате теста – 1 час. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции и которым были посвящены семинары. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 40 вопросов (2-3 вопроса на каждую тему курса).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.4 * Промежуточные тесты + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 19514 - Ф. Фукуяма - Идентичность: Стремление к признанию и политика неприятия - 9785961428445 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19514
  • Идентичность. Личность, общество, политика: энциклопедическое издание / отв. ред. И.С. Семененко. - М.: Весь Мир, 2017. - 992 с.: ISBN 978-5-7777-0697-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1013075

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ближний Восток: Политика и идентичность : монография / под редакцией И. Д. Звягельской. — Москва : Аспект Пресс, 2020. — 336 с. — ISBN 978-5-7567-1120-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176642 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Полежаев, П. Л. Социальная идентичность : учебное пособие / П. Л. Полежаев. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2022. — 100 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/330185 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Коробочкина Алёна Валерьевна
  • Чижевская Мария Павловна