We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Aesthetic Principles of Asian and African Cultures and Its Influence on Behavioral Stereotypes

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс посвящен междисциплинарному изучению современных культурных ситуаций и проблемам эстетизации в странах Востока, их связи с традиционными эстетическими принципами культур разных восточных регионов, и вопросам формирования поведенческих стереотипов. Особое внимание будет уделяться эстетике повседневности: изменению ценностей и норм общественной жизни, разным формам социальной интеракции. В курсе будет показано влияние социальных стереотипов, представлений и аттитюдов на принятие решения в разных культурах. Будет рассмотрена тема «системы установок», в рамках которой установки, когниции, поведение и намерения могут влиять друг на друга, выступая в качестве внутренних факторов влияния, а также подвергаться воздействию внешних культурных факторов. Одним из разделов в курсе станет изучение языков современного искусства, проблема репрезентации культурных и социальных изменений, будут рассмотрены механизмы возрастания роли культуры и ее прогностические возможности в ситуации транзитивного общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать представление об основных понятиях и теоретических концепциях, которые используются в междисциплинарных исследованиях общества и культуры в странах Азии и Африки.
  • Дать студентам базовую ориентацию в теоретических и практических знаниях по этнопсихологии, особенностях психики народов Азии и Африки, показать основные психические процессы в контексте культур.
  • Сформировать умения научно-критического осмысления многообразных феноменов современной культуры и искусства; практического освоения процесса производства и передачи культурных значений и смыслов в современном мире.
  • Дать представление об особенностях формирования современных эстетических идеалов и их многообразии в культурах Ближнего и Дальнего Востока; развивать способность использования знания и понимания этнокультурных стереотипов в современном мире.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет создавать исследовательские, экспертные и аналитические тексты, исходя из основных принципов их организации и выбора жанров, чтобы адекватно ставить научные задачи.
  • Умеет разбираться в определениях и проводить аргументированные различия в применении понятий в междисциплинарных и специализированных научных работах в контексте стран Азии и Африки.
  • Знает основные междисциплинарные теоретические понятия и концепции, которые используются для изучения общества и культуры в современной востоковедной науке в контексте аппаратов культурологии и этнопсихологии, а также специфику их применения в работах востоковедов.
  • Имеет навыки применения теоретических основ этнопсихологии и культурологии в контексте стран Азии и Африки; знает основные критерии культурной вариативности поведения, когнитивные особенности в разных культурах.
  • Ориентируется в особенностях современной знаковой системы изобразительных искусств стран Востока, способен распознавать значение образного ряда в произведениях искусства; знает аспекты воздействия внешних культурных факторов на систему установок.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психологию. Социокультурная идентичность. Поведенческие стереотипы в структуре социальной перцепции
  • Семинар 1. Поведенческие стереотипы как компонент социокультурного самосознания
  • Тема 2. Социальные установки (аттитюды). Защитные механизмы. Локус контроля у различных народов
  • Семинар 2. Виды локуса контроля и их проявление в различных культурах
  • Тема 3. Антиципация в структуре влияния социокультурных принципов на психическую деятельность и поведение личности. Транзитивность социокультурного пространства личности
  • Семинар 3. Антиципация и социокультурные детерминанты
  • Тема 4. Эстетизация как парадигма современности
  • Семинар 4. Эстетика повседневности в культуре стран Востока в XXI в.
  • Тема 5. Современные трансформационные процессы в культуре
  • Семинар 5. Эстетические проблемы массовой культуры стран Востока в XXI в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
    В конце каждого раздела студент должен пройти тест. Тесты выполняются на семинарах, и состоят из 10 вопросов: визуальных картинок, терминов. Специальных списков терминов/явлений/имен мастеров и исследователей перед тестами студентам не предоставляется, все вопросы формируются по материалам лекций.
  • неблокирующий Доклады на семинарах
    Студенты делают доклады в парах. Каждый студент делает 1 доклад. Темы докладов должны быть согласованы с преподавателем. Студенты учебных групп таким образом распределяют выбранные темы докладов, что на каждом семинаре курса должен быть сделан 1 доклад. Студенты записываются на доклады заранее, на определенные даты, и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Темы докладов утверждаются через 5 дней после 1 лекции курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен в формате теста – 1 час. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 30 вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.3 * Доклады на семинарах + 0.3 * Тесты по материалам лекций + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кривцун, О. А.  Психология искусства : учебник для вузов / О. А. Кривцун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 265 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536551 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. Учебник : учебник / Т. Г. Стефаненко. — 5-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-7567-0731-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68779 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Хренов, Н. А.  Теория аудитории медиа: публика в истории культуры : учебное пособие для вузов / Н. А. Хренов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14223-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497572 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Алферова Наталья Васильевна