We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cross-Cultural Communication in Asia and Africa

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предназначена для студентов 2 года магистратуры направления “Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений”, реализуется в онлайн формате. В данном курсе рассматривается, что такое культура и каковы культурные особенности стран Азии и Африки, как они проявляются в коммуникации, переговорах, межличностных и межгрупповых отношениях. Особое внимание уделяется овладению навыками, необходимыми для компетентного взаимодействия с представителями стран Азии и Африки, осуществления практико-ориентированных проектов в разных культурах. Курс совмещает лекции, групповые обсуждения результатов современных исследований и работу над практическими навыками студентов. Язык обучения - русский. Продолжительность курса - 1 модуль. В рамках курса студенты будут вовлечены в решение кейсов, игровые и тренинговые упражнения, создание культурного профиля изучаемого региона, а также напишут пять промежуточных тестов и экзаменационный тест по итогам освоения дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения представителей стран Азии и Африки.
  • Освоение основных кросс-культурных подходов к анализу индивидуального и группового поведения, приобретение понимания культурно-психологических факторов, влияющих на индивидуальное и групповое поведение, а также на межгрупповые отношения
  • Получение знания психологических механизмов, влияющих на общение представителей различных культур, представления о психологии миграций и аккультурации, межкультурном взаимодействии
  • Получение навыков эффективного взаимодействия с представителями культур стран Азии и Африки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает, что такое коммуникативная компетентность и какие факторы на ней сказываются
  • умеет формулировать и воспроизводить концепции, механизмы и закономерности взаимоотношения культуры и межличностной коммуникации
  • умеет объяснять культурные различия представителей стран Азии и Африки и их проявление в коммуникативном поведении и повседневной жизни
  • применяет знания об особенностях социокультурного, политического и религиозного контекста для решения поставленных задач, в том числе для решения стандартных кейсов
  • знает, как использовать техники эффективной коммуникации с представителями стран Азии и Африки
  • понимает способы развития собственной межкультурной компетентности и навыков кросс-культурного исследователя
  • способен оценивать последствия межкультурной коммуникации и аккультурации на личностном и групповом уровнях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Коммуникация и компетентность
  • Тема 2. Культура и общение
  • Тема 3. Переговоры и конфликты
  • Тема 4. Межкультурная компетентность
  • Тема 5. Межкультурные контакты и интеграция
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточный тест
    В ходе освоения курса планируется проведение двух промежуточных тестов. Тест состоит из 10 закрытых вопросов по релевантным темам.
  • неблокирующий Участие в дискуссии
    Студент обязан добросовестно относиться к изучению материалов курса и уметь устно, в ходе семинарского занятия, пользоваться аргументацией из предлагаемой литературы и/или собственного научного опыта.
  • неблокирующий Экзамен
    Тест включает 31 вопрос, правильные ответы на 30 вопросов составляют 30 баллов, ответ на 31 вопрос составляет 10 баллов. Максимальный балл - 40.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.5 * Промежуточный тест + 0.25 * Участие в дискуссии + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hannawa, A. F., & Spitzberg, B. H. (2015). Communication Competence. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076677
  • Лебедева, Н. М.  Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. М. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 491 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02318-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432834 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. Учебник : учебник / Т. Г. Стефаненко. — 5-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-7567-0731-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68779 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Holliday, A., Kullman, J., & Hyde, M. (2010). Intercultural Communication : An Advanced Resource Book for Students (Vol. 2nd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=476453
  • James McDougall, & Judith Scheele. (2012). Saharan Frontiers : Space and Mobility in Northwest Africa. Indiana University Press.

Авторы

  • Васильева Екатерина Дмитриевна
  • Коробочкина Алёна Валерьевна
  • Бульцева Мария Александровна