We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mentor's Seminar "Human, Society and the State of the Afro-Asian Area as an Object of Cross-Cultural Research"

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар имеет акцентированную научно-исследовательскую направленность и состоит из серии мастер-классов по основным вопросам работы над научным текстом: определение темы исследования, цели и задач, исследовательского вопроса (если таковой требуется), определение методологического инструментария, сбор и классификация источников и исследований по избранной теме, стиль научно-исследовательского языка на русском, английском и восточном языках, формирование представлений о научном аппарате применительно к различным жанрам исследовательской деятельности. Раскрытие концепции фундированности работы под различными углами зрения в зависимости от жанра и характера работы, формирование навыков «полевых исследований» в сфере востоковедения, использование цифровых методов в гуманитарных исследованиях в целом и в востоковедении в частности. Раскрытие понятий отраслевой и надотраслевой науки, междисциплинарности, мультидисциплинарности, кросс-культурных исследований в различных областях современного научного знания (истории, психологии, социологии, антропологии, других отраслевых наук). Вторым типом занятий в рамках исследовательского трека семинара выступают семинарские занятия, проводимые как в классической форме «вопрос – обсуждение», так и в форме воркшопов, ситуативных игр, решений задач в командных формах работы. Наряду с вышеназванными основными формами, широко распространенной формой работы в рамках семинара остаются индивидуальные консультации с обучающимися, которые проходят на регулярной основе, в ряде случаев, имея не только временной график, но и график обсуждаемых тем, который разрабатывается наставником индивидуально с каждым обучающимся.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В рамках курса совместно с наставником осуществляется проектирование личностных образовательных результатов, координация образовательной деятельности по разработке образовательной программы в соответствии с индивидуальным планом студента, объединенного одним семинаром наставника. Студент получает представление о лучших практиках и/или исследованиях, связанных с темой его образовательной траектории. Целями освоения дисциплины является: обучение магистрантов самостоятельному анализу процессов и явлений международной жизни афро-азиатского ареала, а также грамотному оформлению результатов анализа. Курс позволяет магистрантам овладеть навыками анализа природы современной мировой политики, корректного использования теории международных отношений, кросс-культурными подходами в изучении международных отношений, а также подготовки текстов (аналитических записок, эссе, научных статей, КР, ВКР) и устных презентаций в сфере анализа международных отношений и внешней политики отдельных государств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет связь между теориями и методами
  • Формулирует индивидуальные результаты обучения.
  • Выстраивает образовательную траекторию, связанную с карьерой.
  • Определяет шаги, необходимые для достижения основных результатов обучения.
  • Определяет подходящие темы для индивидуальной исследовательской работы, формулирует цели и задачи исследования, составляет соответствующее планирование исследования.
  • Оценивает прогресс в достижении индивидуальных результатов обучения.
  • Оценивает прогресс в достижении ключевых результатов обучения.
  • Способен использовать методологию научного исследования в своей профессиональной деятельности.
  • Способен вести научно-исследовательскую работу по профилю деятельности и в междисциплинарных областях на основе критического осмысления достижений современной науки в своей профессиональной сфере.
  • Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
  • Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.
  • Оценивает релевантность источников.
  • Способен обсуждать написание практико-ориентированных аналитических работ.
  • Обладает навыками презентации своей исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс.
  • 2 курс.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
    За активность на каждом семинаре дается оценка от 1 до 10 баллов. На каждом семинаре студенты должны принять участие в дискуссии на соответствующую тему, активно задавая вопросы, делая комментарии и аргументируя свое мнение, основываясь на своих знаниях источников и специализированной литературы.
  • неблокирующий Презентация и доклад
    Каждый студент делает как минимум 2 доклада за год обучения (семинары 6 и семинары 12/13 на первом году обучения; семинары 8/9 и семинары 13/14 на втором году обучения). Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Презентация и доклад готовятся по 15 и более источникам, и представляет собой самостоятельный, специально подготовленный текст по тематике курсовой работы и выпускной квалификационной работы. Докладчик должен специально оговаривать случаи цитирования, называть источник цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер).
  • неблокирующий Проект курсовой работы (ПКР)
    Проект курсовой работы представляет собой введение к тексту курсовой работы студента 1 курса магистратуры. Объем проекта курсовой работы – до 10000 знаков (включая пробелы).
  • неблокирующий Проект ВКР (ПВКР)
    Проект ВКР представляет собой введение к тексту выпускной квалификационной работы студента 2 курса магистратуры. Объем проекта курсовой работы – до 12000 знаков (включая пробелы).
  • неблокирующий Аннотированная библиография
    Аннотированная библиография - работа в объеме 8000-10000 знаков (с пробелами), цель которой - составить список основополагающих научных работ по заданной теме с краткой их аннотацией.
  • неблокирующий Рецензия на книгу
    Работа в объеме работа в объеме 8000-10000 знаков (с пробелами).
  • неблокирующий Обзор литературы
    Работа в объеме работа в объеме 8000-10000 знаков (с пробелами).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    1-й год обучения: 1 модуль: МО1 = НОМ1 (100%); 2 модуль: МО2 = НОМ2 (40%) + ЭОМ1 (60%); 3 модуль: МО3 = НОМ3 (100%); 4 модуль: МО4 = НОМ4 (40%) + ЭОМ2 (60%), где: НОМ1 - Участие в дискуссии на семинарах в 1 модуле 1 курса; НОМ2 - Проект курсовой работы (ПКР) во 2 модуле 1 курса; ЭОМ1 - Аннотированная библиография во 2 модуле 1 курса; НОМ3 - Участие в дискуссии в 3 модуле 1 курса; НОМ4 - Презентация и доклад в 4 модуле 1 курса; ЭОМ2 - Рецензия на книгу в 4 модуле 1 курса. Результирующая оценка за 1 год обучения: РО1 = (МО1 + МО2 + МО3 + МО4)/4.
  • 2024/2025 4th module
    1-й год обучения: 1 модуль: МО1 = НОМ1 (100%); 2 модуль: МО2 = НОМ2 (40%) + ЭОМ1 (60%); 3 модуль: МО3 = НОМ3 (100%); 4 модуль: МО4 = НОМ4 (40%) + ЭОМ2 (60%), где: НОМ1 - Участие в дискуссии на семинарах в 1 модуле 1 курса; НОМ2 - Проект курсовой работы (ПКР) во 2 модуле 1 курса; ЭОМ1 - Аннотированная библиография во 2 модуле 1 курса; НОМ3 - Участие в дискуссии в 3 модуле 1 курса; НОМ4 - Презентация и доклад в 4 модуле 1 курса; ЭОМ2 - Рецензия на книгу в 4 модуле 1 курса. Результирующая оценка за 1 год обучения: РО1 = (МО1 + МО2 + МО3 + МО4)/4.
  • 2025/2026 3rd module
    2-й год обучения: 1 модуль: МО5 = НОМ5 (100%); 2 модуль: МО6 = НОМ6 (100%); 3 модуль: МО7 = НОМ7 (40%) + ЭОМ 3 (60%), где: НОМ5 - Участие в дискуссии на семинарах в 1 модуле 2 курса; НОМ6 - Проект ВКР (ПВКР) во 2 модуле 2 курса; НОМ7 - Презентация и доклад в 3 модуле 2 курса; ЭОМ3 - Обзор литературы в 3 модуле 2 курса. Результирующая оценка за 2 год обучения: РО2 = (МО1 + МО2 + МО3)/3.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Богатуров, А. Д. Международно-политический анализ : монография / А. Д. Богатуров. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 208 с. — ISBN 978–5–7567–0951–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123013 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Боришполец, К. П. Методы политических исследований : учебное пособие / К. П. Боришполец. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — 230 с. — ISBN 978-5-7567-0582-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68672 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Введение в прикладной анализ международных ситуаций : учебник / под редакцией Т. А. Шаклеиной. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 288 с. — ISBN 978-5-7567-0855-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97261 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Истомин, И. А. Логика поведения государств в международной политике : учебное пособие / И. А. Истомин. — 2-е изд., испр. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 304 с. — ISBN 978-5-7567-1085-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169638 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Andrey Vladimirovich Shabaga. (2015). International Relations Research Methodology: Realism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.76267B87
  • Eco, U., Farina, G., & Mongiat Farina, C. (2015). How to Write a Thesis. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=963778
  • Luigi Curini, & Robert Franzese. (2020). The SAGE Handbook of Research Methods in Political Science and International Relations. SAGE Publications Ltd.
  • Mulford, M., & Berejikian, J. (2002). Behavioural Decision Theory and the Gains Debate in International Politics. Political Studies, 50(2), 209. https://doi.org/10.1111/1467-9248.00367
  • Stenken, J. A., & Zajicek, A. M. (2010). The importance of asking, mentoring and building networks for academic career success - a personal and social science perspective. Analytical & Bioanalytical Chemistry, 396(2), 541–546. https://doi.org/10.1007/s00216-009-3275-x
  • Алексеева, Т. А. Внешнеполитический процесс. Сравнительный анализ : учебное пособие / Т. А. Алексеева, А. А. Казанцев. — Москва : Аспект Пресс, 2012. — 223 с. — ISBN 978-5-7567-0649-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68657 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Кривохиж Светлана Валентиновна
  • Коробочкина Алёна Валерьевна