We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mentor's Seminar "Cross-Cultural Aspects of Political, Economic and Ideological Transformations in the Afro-Asian Area"

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках общего трека будут изучены базовые вопросы научно-исследовательской деятельности: определение темы, целей и задач работы, сбора и систематизации научно-исследовательского материала, методики полевых исследований, применение современных цифровых технологий в научно-исследовательской деятельности, а также непосредственная работа над написанием текста на русском, английском и восточном языках. Наряду с исследовательским компонентом, в рамках общего трека рассматриваются методологические вопросы исследовательской деятельности практико-ориентированного характера. Прежде всего, речь идет о навыках ситуативного анализа событий политического, социального, социально-экономического и культурно-идеологического характера. В рамках семинара будут рассмотрены основные концепции экспертно-аналитической деятельности по отдельным видам экспертизы: политической, культурологической, лингвистической, психологической и др.Объектом специального рассмотрения станет теория сравнительного политического анализа, а также анализа в мультикультурной политической среде: в рамках мультикультурных политических общностей на макроуровне (государство, международные правительственные организации и др.), а также микроуровне (межличностного и межгруппового общения). В рамках семинара будут рассматриваться практико-ориентированные методики работы в электоральной сфере, сфере статистики, а также политического прогнозирования на основе статистических опросов и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В рамках курса совместно с наставником осуществляется проектирование личностных образовательных результатов, координация образовательной деятельности по разработке образовательной программы в соответствии с индивидуальным планом студента, объединенного одним семинаром наставника. Студент получает представление о лучших практиках и/или исследованиях, связанных с темой его образовательной траектории. Целью освоения данной дисциплины также является формирование у студентов глубоких знаний и навыков, необходимых для анализа и понимания кросс-культурных процессов в афро-азиатском ареале. Студенты будут учиться исследовательским методам, анализу данных и применению теоретических подходов для изучения политических, социально-экономических и идеологических трансформаций. Кроме того, основной упор делается на развитие у студентов критического мышления и способности анализировать сложные культурные явления. Они будут обучены оценивать взаимосвязь между культурой и политикой, экономикой и идеологией, а также их влияние на общество и глобальную динамику.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует индивидуальные результаты обучения.
  • Выстраивает образовательную траекторию, связанную с карьерой.
  • Определяет шаги, необходимые для достижения основных результатов обучения.
  • Определяет подходящие темы для индивидуальной исследовательской работы, формулирует цели и задачи исследования, составляет соответствующее планирование исследования.
  • Оценивает прогресс в достижении индивидуальных результатов обучения.
  • Оценивает прогресс в достижении ключевых результатов обучения.
  • Способен использовать методологию научного исследования в своей профессиональной деятельности.
  • Способен вести научно-исследовательскую работу по профилю деятельности и в междисциплинарных областях на основе критического осмысления достижений современной науки в своей профессиональной сфере.
  • Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
  • Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.
  • Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.
  • Оценивает релевантность источников.
  • Способен обсуждать написание практико-ориентированных аналитических работ.
  • Обладает навыками презентации своей исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс.
  • 2 курс.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятии
    Оценивается а) знание фактического материала по теме семинара (в т.ч. самостоятельно извлеченного студентом из научной литературы, предложенной для обсуждения на семинаре), б) активность участия в обсуждении и индивидуальной/групповой работе в течение каждого семинара. Проявить активное участие в семинаре и участвовать в обсуждении студент может только в устной форме (или в случае дистанционного формата обучения — в устной и/или письменной форме путем отправки сообщений в чат во время занятия). За активность на каждом семинаре дается оценка от 1 до 10 баллов. На каждом семинаре студенты должны принять участие в дискуссии на соответствующую тему, делая комментарии и аргументирую свое мнение, основываясь на своих знаниях источников и специализированной литературы.
  • неблокирующий Презентация и доклад
    Каждый студент делает как минимум 2 доклада за год обучения (семинары 6/7 и семинары 12/13 на первом году обучения; семинары 8/9 и семинары 13/14 на втором году обучения). Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Презентация и доклад готовятся по 15 и более источникам, и представляет собой самостоятельный, специально подготовленный текст по тематике курсовой работы и выпускной квалификационной работы. Докладчик должен специально оговаривать случаи цитирования, называть источник цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер).
  • неблокирующий Проект курсовой работы
    Проект курсовой работы представляет собой введение к тексту курсовой работы студента 1 курса магистратуры. Объем проекта курсовой работы – до 10000 знаков (включая пробелы).
  • неблокирующий Эссе
    Эссе – сочинение в объеме 8000-10000 знаков (с пробелами), в котором студенты размышляют над поставленными вопросами по тематике дисциплины и аргументируют свое мнение, опираясь на знания, полученные в ходе дисциплины, и специализированную литературу. Эссе пишется на русском языке.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе – сочинение в объеме 8000-10000 знаков (с пробелами), в котором студенты размышляют над поставленными вопросами по тематике дисциплины и аргументируют свое мнение, опираясь на знания, полученные в ходе дисциплины, и специализированную литературу. Эссе пишется на русском языке.
  • неблокирующий Проект выпускной квалификационной работы
    Проект ВКР представляет собой введение к тексту курсовой работы студента 2 курса магистратуры. Объем проекта ВКР – до 10000 знаков (включая пробелы).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    1-й год обучения: 1 модуль: МО1 = НОМ1 (100%); 2 модуль: МО2 = НОМ2 (40%) + ЭОМ1 (60%); 3 модуль: МО3 = НОМ3 (100%); 4 модуль: МО4 = НОМ4 (40%) + ЭОМ2 (60%), где: НОМ1 - Активность на занятии в 1 модуле 1 курса; НОМ2 - Презентация и доклад во 2 модуле 1 курса; ЭОМ1 - Проект курсовой работы во 2 модуле 1 курса; НОМ3 - Активность на занятии в 3 модуле 1 курса; НОМ4 - Презентация и доклад в 4 модуле 1 курса; ЭОМ2 - Эссе в 4 модуле 1 курса. Результирующая оценка за 1 год обучения: РО1 = (МО1 + МО2 + МО3 + МО4)/4.
  • 2024/2025 4th module
    1-й год обучения: 1 модуль: МО1 = НОМ1 (100%); 2 модуль: МО2 = НОМ2 (40%) + ЭОМ1 (60%); 3 модуль: МО3 = НОМ3 (100%); 4 модуль: МО4 = НОМ4 (40%) + ЭОМ2 (60%), где: НОМ1 - Активность на занятии в 1 модуле 1 курса; НОМ2 - Презентация и доклад во 2 модуле 1 курса; ЭОМ1 - Проект курсовой работы во 2 модуле 1 курса; НОМ3 - Активность на занятии в 3 модуле 1 курса; НОМ4 - Презентация и доклад в 4 модуле 1 курса; ЭОМ2 - Эссе в 4 модуле 1 курса. Результирующая оценка за 1 год обучения: РО1 = (МО1 + МО2 + МО3 + МО4)/4.
  • 2025/2026 3rd module
    2-й год обучения: 1 модуль: МО5 = НОМ5 (100%); 2 модуль: МО6 = НОМ6 (100%); 3 модуль: МО7 = НОМ7 (40%) + ЭОМ 3 (60%), где: НОМ5 - Активность на занятии в 1 модуле 2 курса; НОМ6 - Проект выпускной квалификационной работы во 2 модуле 2 курса; НОМ7 - Презентация и доклад в 3 модуле 2 курса; ЭОМ3 - Эссе в 3 модуле 2 курса. Результирующая оценка за 2 год обучения: РО2 = (МО1 + МО2 + МО3)/3.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Богатуров, А. Д. Международно-политический анализ : монография / А. Д. Богатуров. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 208 с. — ISBN 978–5–7567–0951–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123013 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Боришполец, К. П. Методы политических исследований : учебное пособие / К. П. Боришполец. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — 230 с. — ISBN 978-5-7567-0582-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68672 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Введение в прикладной анализ международных ситуаций : учебник / под редакцией Т. А. Шаклеиной. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 288 с. — ISBN 978-5-7567-0855-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97261 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Истомин, И. А. Логика поведения государств в международной политике : учебное пособие / И. А. Истомин. — 2-е изд., испр. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 304 с. — ISBN 978-5-7567-1085-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169638 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Eco, U., Farina, G., & Mongiat Farina, C. (2015). How to Write a Thesis. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=963778
  • Luigi Curini, & Robert Franzese. (2020). The SAGE Handbook of Research Methods in Political Science and International Relations. SAGE Publications Ltd.
  • Mulford, M., & Berejikian, J. (2002). Behavioural Decision Theory and the Gains Debate in International Politics. Political Studies, 50(2), 209. https://doi.org/10.1111/1467-9248.00367
  • Stenken, J. A., & Zajicek, A. M. (2010). The importance of asking, mentoring and building networks for academic career success - a personal and social science perspective. Analytical & Bioanalytical Chemistry, 396(2), 541–546. https://doi.org/10.1007/s00216-009-3275-x
  • Алексеева, Т. А. Внешнеполитический процесс. Сравнительный анализ : учебное пособие / Т. А. Алексеева, А. А. Казанцев. — Москва : Аспект Пресс, 2012. — 223 с. — ISBN 978-5-7567-0649-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68657 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Коробочкина Алёна Валерьевна