We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Persuasion Practices and Collective Rationality

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён историческим формам и философии риторики. Её задача — находить инструменты убеждения для разных людей в разных ситуациях, а ценность риторического знания состоит в том, чтобы дать всем членам человеческого сообщества равные возможности убеждать. Это позволяет вынести в публичное поле наибольшее количество точек зрения, увидеть их слабость и силу, выявить более правдоподобное и более справедливое, более прекрасное и более полезное. Публичное обсуждение проблем и решений, публичное их принятие составляют ядро коллективной рациональности, т. е. практики, позволяющей подводить самое прочное из возможных в конкретной ситуации оснований под убеждения и решения.В курсе затрагивается происхождение и исторические типы практики убеждения, теории риторики, философско-антропологические основания убеждения и коллективной рациональности, теория аффектов.Специальная задача курса — выявить параллели между практиками убеждения в западной и восточной традициях.В курсе будут читаться тексты Платона, Аристотеля, Остина, Фуко, Хабермаса, Лакана, Деррида, Уайта, а также фрагменты из классических трактатов Востока. Оценка по курсу выставляется на основании суммирования оценок за доклады на двух коллоквиумах, за итоговую письменную работу (промежуточный контроль) и за собеседование по итоговой работе (итоговый контроль).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Уяснение сущности риторики как универсального языка, среды поэзиса, средства убеждения и воздействия, а также знакомство с традицией осмысления риторической сущности человека и её развёртывания в культуре.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет знания о риторике как когнитивной и коммуникативной практике
  • Имеет знания об исторических этапах формирования риторики
  • Владеет методами анализа дискурсивных практик убеждения и воздействия
  • Имеет представление о концептуальных взаимосвязях риторического с основными направлениями современной философской мысли
  • Имеет представление о рациональных коммуникативных практиках, характерных для различных дискурсов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Происхождение риторики и её соотношение с логикой.
  • Тема 2. Софисты и платонова критика риторики.
  • Тема 3. Риторическая антропология Аристотеля.
  • Тема 4. Аристотель о благом и прекрасном. Страсти. Особенности людей разных возрастов и разного социального положения.
  • Тема 5. Удовольствие от мысли и слова. Эстетическое измерение риторики у Аристотеля. Риторика и литература. Фигуры речи и фигуры мысли.
  • Тема 6. Коллоквиум: «Искусство памяти и риторическая традиция от античности до Нового времени».
  • Тема 7. Исторические типы риторического от Средневековья до позднего романтизма.
  • Тема 8. Риторика и поэзис.
  • Тема 9. Риторическая антропология в анализе исторического сознания.
  • Тема 10. Коллективная рациональность.
  • Тема 11. Риторическая антропология современности: языки тела и патологии аффектов.
  • Тема 12. Сравнительный анализа дискурсов убеждения в культурах Востока и Запада.
  • Тема 13. Коллоквиум: «Риторика и коллективная рациональность в культуре Востока».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады
    В ходе курса каждый слушатель делает два доклада на коллоквиуме.
  • неблокирующий Письменная работа
    По завершении курса представляется итоговая письменная работа, по которой проводится собеседование с преподавателем.
  • неблокирующий Собеседование по письменной работе
    По завершении курса представляется итоговая письменная работа, по которой проводится собеседование с преподавателем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.5 * Доклады + 0.25 * Письменная работа + 0.25 * Собеседование по письменной работе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Тульчинский, Г. Л.  Логика и теория аргументации : учебник для академического бакалавриата / Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под редакцией Г. Л. Тульчинского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 233 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01178-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433310 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аверинцев, С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С. С. Аверинцев. — Москва : Языки славянских культур, 1996. — 448 с. — ISBN 5-88766-001-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137290 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Аристотель, -.  Поэтика. Риторика. Категории / Аристотель ; переводчики В. Г. Аппельрот, Н. Н. Платонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 239 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-13500-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/462505 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Микиртумов Иван Борисович
  • Коробочкина Алёна Валерьевна