We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Участница научно-учебной группы выступила на IX студенческой конференции НИУ ВШЭ «Текст —комментарий — интерпретация»

25-26 сентября прошла IX студенческая конференция НИУ ВШЭ «Текст —комментарий — интерпретация», в ходе которой Светлана Демидова представила доклад «Астрология и новая музыка: к контекстам слова «Konstellation» в XXII главе «Доктора Фаустуса».


26 сентября, в рамках секции «Проза и поэзия XX века» Светлана Демидова выступила с докладом «Астрология и новая музыка: к контекстам слова «Konstellation» в XXII главе «Доктора Фаустуса».

Начиная свою работу, посвященную анализу новой музыки и её жанров, Карл Дальхаус, подмечает тенденцию среди композиторов музыкального авангарда называть композиции «фугами», «констелляциями» и «призмами» (Дальхаус 2019, 29). Внимание исследователя не привлекает этимологическая подоплека подобных заимствований – не было бы научного дискурса, по его словам, терминология которого не «подверглась бы разграблению композиторами» (Дальхаус 2019, 29). Наблюдение Дальхауса о распространенности понятия «констелляция» в музыкальной среде, тем не менее, содержит косвенное указание на сюжет в интеллектуальной истории Новой Венской школы, который до сих пор нельзя считать вполне проясненным, а именно, как соотносилась астрология в размышлениях Шёнберга и его учеников с основами двенадцатитоновой техники композиции. Отголоски этого сюжета можно найти не только в музыковедческой критике, но и в художественной литературе – например, употребление слова «констелляция» применительно к расположению аккордов в XXII главе «Доктора Фаустуса» Томаса Манна. Комментарий к этому эпизоду стал фокусом прошедшего доклада.