We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Состоялся десятый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме»

16 декабря, в ходе десятого семинара «Магия, астрология и наука в русском модернизме» Светлана Демидова выступила с докладом на тему «Об астрологии в романе Томаса Манна "Доктор Фаустус"».

Состоялся десятый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме»

В XXII главе «Доктора Фаустуса», когда Леверкюн излагает Цейтблому свои взгляды на композицию, появляется любопытное выражение “Konstellation”, примененное к взаиморасположению аккордов. Астрологические коннотации этого слова не остаются не замеченными Цейтбломом, и, таким образом, в тексте устанавливается связь между техникой композиции Леверкюна и верой в звёзды и числа. Рупрехт Виммер в комментарии к роману указывает на то, что этот пассаж восходит к фрагменту из «Философии новой музыки» Теодора Адорно, где он говорит о близости двенадцатитоновой техники к суеверию. В своем сообщении докладчица с опорой на письма и эссеистику Арнольда Шёнберга отметила ещё несколько моментов, показывающих, что музыка и астрология были тесно связаны для представителей Новой Венской школы.

Одной из предпосылок заинтересованности Шёнберга в астрологии стало многолетнее знакомство с Оскаром Адлером, автором книги “Astrologie als Geheimwissenschaft. Das Testament der Astrologie”. Рекомендуя Адлера в одном из своих писем, Шёнберг подчеркивает «чисто научный» характер астрологии, сопоставляя эту область эту знания с историей. В более раннем письме 1923 года Василию Кандинскому Шёнберг выражает свою уверенность в том, что исторические процессы «записаны в звёздах» и зависят от высших сил. Докладчица представила цитаты, позволяющие заключить, что эти идеи сходны с представлениями Шёнберга о композиции, выраженные в его полемическом эссе “Hauer’s theories” (1923), в котором композитор выстраивает параллель между законами космоса и законами человеческого разума, а, как следствие, и музыки. Для Шёнберга понятие «закона» оказывается центральным в теории двенадцатитоновой композиции, и здесь можно наблюдать возвращение к платонической идее “nomos”, одновременно обозначающей как закон, так и мелодию. В качестве последнего пункта в докладе был проведен краткий обзор интеллектуального контекста, актуального для Шёнберга и способствовавшего возникновению у него интереса к оккультизму и астрологии, в том числе, работы музыкального теоретика Ханса Кайзера.