We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Состоялся пятый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме»

Состоялся пятый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме»

17 мая состоялся пятый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме», в ходе которого Мария Фесенко выступила с докладом на тему «„Александрийский период и мы“: эллинизм в историческом воображении русских модернистов». С опорой на предпосылку, что исторический процесс осмыслялся на рубеже веков иным образом нежели сегодня и любая эпоха определенным образом связывалась с современностью, в докладе были указаны источники представлений русских модернистов об александрийском периоде как о начале современной истории.

Александрийская культура как источник оптимистического стремления к познанию подвергается критике в «Рождении трагедии» Ницше, а её проводником в современность становится Ренессанс. Представления русских модернистов об александрийском периоде также формируются под влиянием работы Ионна Густава Дройзена «История эллинизма», который впервые употребляет термин «эллинизм» в современном значении. Александрийский период в этом тексте приобретает черты современности — космополитизм, рационализм и отказ от религиозности. Последним фактором, который был отмечен в связи с этой проблемой в докладе, является поворот в немецком антиковедении конца 19 — начала 20 веков, в ходе которого исследовательский интерес сместился к изучению религиозной жизни греков, их культурных контактов с Востоком и феноменов вроде астрологии, фольклора и эзотерических учений, а также к сравнительному изучению религий.