We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Участница научно-учебной группы выступила на Третьей студенческой конференции филологов и лингвиcтов НИУ ВШЭ СПб

Участница научно-учебной группы выступила на Третьей студенческой конференции филологов и лингвиcтов НИУ ВШЭ СПб

26-27 апреля состоялась Третья студенческая конференция филологов и лингвистов НИУ ВШЭ СПб, в рамках которой участница научно-учебной группы Светлана Демидова выступила с докладом на тему «Солнце «Мистерии» и солнце Скрябина: мотивы русского символизма в конструировании биографии А. Н. Скрябина». 

Начиная свою первую книгу, посвященную фигуре А. Н. Скрябина, Л. Л. Сабанеев отмечает: «Творческий путь Скрябина, — отражение его духовной жизни. Он составляет его духовную биографию более существенную, более исчерпывающую, чем самая подробная биография фактов» [Скрябин, 1916]. В 1925 году Сабанеев, публикуя «Воспоминания о Скрябине», тем не менее, в предисловии акцентирует свое внимание на «фактическом материале», видя необходимость в разоблачении мифологизирующей традиции панегирического описания композитора. Сабанеев ставит своей задачей непредвзятое описание личности Скрябина со всеми её недостатками, что контрастирует с замыслом работы 1916 года, представлявшей творческую эволюцию Скрябина как «орфеический путь теурга». Данная ситуация представляется интересным случаем принципиально разной концептуализации биографического субъекта у одного автора на аналогичном историческом материале.

Мифологизация Скрябина в культурной среде на рубеже веков была тесно сопряжена с его творческими исканиями, находящимися в плоскости современного мистицизма. Соотнесенность творчества композитора с магистральными идеями русского символизма привлекала к его личности внимание литературных деятелей, которые сформировали в своих текстах, посвященных роли Скрябина, основные аспекты его мифа. В работах Сабанеева прослеживаются или прямо цитируются центральные мотивы текстов Вяч. Иванова, К. Бальмонта и Осипа Мандельштама, однако, в соответствии с разной прагматикой «Скрябина» и «Воспоминаний о Скрябине» Сабанеев по-разному использует их для конструирования образа композитора. Характерным примером в данном случае является трансформация мотива солнца, который в тексте «Скрябина» возникает как метафора идеи «Мистерии», в то время как в «Воспоминаниях» атрибутирован непосредственно Скрябину, в чем можно уследить влияние доклада Мандельштама <Скрябин и христианство> и музыкальной критики. С опорой на статью Ю. М. Лотмана «Литературная биография в историко-культурном контексте» и теорию «новой биографии» Леона Эделя, в докладе было освещено, какую роль играет преломление символистских мотивов в оппозиции изображения Скрябина как художника и Скрябина как «яркой, незаурядной личности», представленной в работах Сабанеева.