We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Состоялся четвёртый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме»

24 апреля прошел четвертый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме», в ходе которого Варвара Кукушкина представила доклад «„Оккультный путь начат“: Эмилий Метнер, Гете и антропософия».

Состоялся четвёртый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме»

24 апреля прошел четвертый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме», в ходе которого Варвара Кукушкина представила доклад «„Оккультный путь начат“: Эмилий Метнер, Гете и антропософия», посвященный выяснению роли оккультизма в интеллектуальной биографии редактора издательства «Мусагет» Э. К. Метнера. Реконструируя историю знакомства Метнера с текстами немецкого антропософа Рудольфа Штейнера, докладчица сделала ряд комментариев к книге «Размышления о Гете». Интерес к фигуре Гете был обусловлен не только биографией Штейнера, участвовавшего в подготовке естественнонаучных текстов поэта, но и идеологическим стремлением отделиться от теософии. Кроме того, идея духовной науки (Geheimwissenschaft), призванной объединить все сферы познания, сильно опиралась на рецепцию Гете в работах немецких ученых-позитивистов, в первую очередь, Эрнста Геккеля. Второй комментарий, уточнял существующие исследования о знаниях Метнера в области физиогномики. Разбор психологических источников, известных ему ещё до встречи с Юнгом, позволяет понять связь физиогномики, эстетики и истории психологии. Реликты физиогномических приемов сохраняли и популярные психиатрические тексты о Гете, в частности, работы П. Ю. Мёбиуса. Наконец, отдельно комментировалась антисемитская топика в текстах Метнера. Пример употребления слова «свобода» рассматривался как симптом представлений о Гете, как арийском гении.