We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Участники научно-учебной группы выступили на Международной конференции СПбГУ


22-23 марта прошла Международная конференция СПбГУ «Искусство на границе с наукой, наука на границе с искусством в русской культуре XVIII–XX веков», на которой участники научно-учебной группы представили результаты своей работы. В первый день конференции Илона Светликова, Мария Фесенко и Никита Калиновский выступили с докладом на тему «”Глупое знание древности” и “новая наука”: комментарий к В.В. Розанову», во второй день Варвара Кукушкина, Илона Светликова и Павел Юшин представили доклад «Страх перед звездами в начале ХХ века: научные контексты "звездного ужаса"».

Первый коллективный доклад «”Глупое знание древности” и “новая наука”: комментарий к В.В. Розанову» был посвящен отношениям между астрономией, астрологией и позитивизмом во второй половине XIX - начале XX вв. Отталкиваясь от фрагмента из "Апокалипсиса нашего времени" (1918) Розанова, докладчики указали на два аспекта развития этих отношений. Один из них связан с той ролью, которую астрономия играла в позитивизме: согласно Огюсту Конту, именно в астрономии начался переход к наиболее совершенной, "позитивной" стадии развития человечества. В ней также лучше всего воплотилась способность к "рациональному предвидению", которая стала для Конта критерием научности. Таким образом, на рубеже веков, на астрономию могли смотреть как на выражение позитивистского духа, а на позитивизм как нечто реализовавшееся в астрономии. Второй аспект связан с возникающим в тексте Розанова сближением астрономии и астрологии. Это сближение, по-видимому, восходит к Конту, который считал, что астрология способствовала постепенному внедрению идеи закона и отказу от представлений о власти индивидуальной воли. Кроме того, позитивизм — с подачи самого Конта — нередко напрямую сравнивали с астрологией. Подобное сравнение можно найти у историка Фридриха фон Бецольда и востоковеда Отто Франке: в обоих случаях отправной точкой стало то, что и астрология и позитивизм объясняют исторические события действием определенных законов.

Второй коллективный доклад «Страх перед звездами в начале ХХ века: научные контексты "звездного ужаса"» был построен вокруг двух текстов Андрея Белого, в которых запечатлелась богатая историческими смыслами разновидность отторжения от картины мира Нового времени. Страх перед звездами и обезьянами в статье 1905 г. «Сфинкс» рассматривался в контексте взаимоотношений астрономии и дарвиновской теории эволюции. Характерная для второй половины XIX в. склонность переносить эволюционные идеи на материал астрономии способствовала разрушению образа неподвижной и не подверженной изменениям вселенной, а её эмблемой стало представление о «борьбе за существование на небе». Некоторые фрагменты из «Симфонии, 2-ой драматической» (1902) позволяют уточнить мотивировки страха перед звездами. Помимо традиционных апокалиптических ожиданий, в контекст выражения «звездный ужас» входят релевантные для Белого психиатрические источники, анализировавшие фобии и болезненные страхи. «Астрафобия», впервые описанная американским врачом Джорджем Бирдом в качестве симптома неврастении, со временем подверглась ожидаемому переосмыслению: страх перед молниями превратился в страх перед небесными явлениями вообще.