Финансовая культура детям и молодежи: новые вызовы образованию
В Санкт-Петербурге завершила свою работу двухдневная межрегиональная конференция «Финансовая культура детям и молодежи: новые вызовы образованию». Конференция проходила 8 и 10 сентября 2020 года, собрав более 150 работников образования из более чем 10 регионов РФ (в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Архангельской областей, Алтайского края, Ханты-Мансийского автономного округа и других регионов).
Организаторами мероприятия выступили Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ «Высшая школа экономики» Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет и Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
Конференция открылась 8 сентября пленарным заседанием. О достижении национальных целей Российской Федерации путем реализации Стратегии повышения финансовой грамотности говорили:
♦ Филипп Казин, заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге;
♦ Анна Зеленцова, советник директора Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», стратегический координатор Проекта, канд. пед. наук;
♦ Николай Берзон, руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ, д-р экон. наук, профессор;
♦ Наталия Лукьянова, начальник отдела по обеспечению открытости бюджета Комитета финансов Санкт-Петербурга, канд. экон. Наук;
♦ Вадим Пивоваров, заместитель начальника Северо-Западного главного управления ЦБ РФ, канд. экон. наук;
♦ Анатолий Бирюков, начальник Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в СЗФО.
Спикеры представили свой взгляд на ориентиры для выхода отечественной школы на лидерские позиции в образовании, финансовую грамотность школьников как основу их конкурентоспособности в современном мире, роль финансового воспитания детей и молодежи в условиях нестабильной экономической ситуации и пр.
Обсуждали вопрос повышения квалификации педагогов в рамках программы «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» в объеме 72 часа. С 2011 года обучение по данной программе прошли более 35 тысяч школьных учителей из 78 регионов России. Данное обучение финансируется из средств Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который реализуют Минфин России совместно со Всемирным банком.
Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего образования НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге был создан в 2018 году. За два года обучение прошли 1254 учителя из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской и Новгородской областей.
Анна Шахвердова, руководитель Санкт-Петербургского межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы среднего и общего профессионального образования ИДПО НИУ ВШЭ Санкт-Петербург (СПб ММЦ), отметила, что 72 часа – это лишь базовая программа обучения для учителей. Финансовые продукты очень быстро развиваются, поэтому важно регулярно следить за финансовыми новинками, получать новый опыт или взаимодействовать с практиками. Один из возможных способов – это развитие сетевого взаимодействия между различными системами, созданными в рамках Проекта. Например, консультанты-методисты Проекта, прошедшие обучение в Финансовом Университете при Правительстве РФ и имеющие опыт обучения финансовой грамотности взрослого населения, могут оказывать консультационную поддержку по различным аспектам финансовой грамотности, помогая педагогам быть всегда в тренде последних новинок финансовой сферы.
Второй день конференции, 10 сентября, был посвящен лучшим педагогическим практикам формирования финансовой грамотности школьников. Спикеры представили обзоры практических кейсов, методик, игропрактик, конкурсов и учебных материалов. Говорили о развитии финансовой грамотности в проектной деятельности и ее взаимосвязи с функциональной грамотностью, о подходе к обучению финансовой грамотности с героями кино. Рассмотрели опыт преподавания школьникам тем предпринимательства и первого бизнеса. Обсудили олимпиаду школьников «Высшая проба» по профилю финансовая грамотность как старт возможностей на качественное высшее образование.
Итогом конференции стало мнение о достаточной и качественной созданной на текущий момент ресурсной базе в Санкт-Петербурге для трансляции знаний в области финансовой грамотности школьникам и студентам СПО. Это учебно-методические комплекты, электронные учебники, междисциплинарные задания, интерактивные презентации, игры, мобильные приложения, игровое кино и самое важное – подготовленные педагоги. Сегодня важно начать вести системную работу на уровне властей города и создавать учителям стимул нести эти актуальные, жизненно важные знания школьникам.