О секрете успешной реализации стратегии предприятия


БЛОГ ЭКСПЕРТА.

Александр Сенько, научный руководитель программы "Производственный менеджмент", MBA, PMP, руководитель проекта бережливого производства ЗАО «НЗЛ» (Невский завод).


Разработка стратегии в России сейчас не является чем-то вроде шаманства. Методы и инструменты для разработки давно изучены и успешно применяются не только кабмином, но и продвинутыми (и не только) российскими предприятиями.

Не возникает вопросов и при выборе метода реализации стратегии. Этим методом может быть проектное управление. А стратегия реализуется с помощью программ и входящих в них проектов. Проектный менеджмент тоже достаточно развит в России.

А вот как отобрать для реализации стратегии только необходимые и достаточные проекты - это является загадкой для многих. На самом деле, этой проблемы бы не было, имей предприятие неограниченные ресурсы. Не только деньги, но и персонал, которому предстоит реализовывать эти проекты. Но у кого сейчас эти ресурсы не ограничены? Поэтому и предстоит выбирать. Иначе велик риск потратить ресурсы не на то.

Некоторые предприятия выбирают проекты – «священные коровы» (те, что нравятся генеральному директору). Некоторые организуют «магазин проектов», но ведь в этом магазине «покупает» проекты тот же генеральный.

Я предлагаю в качестве метода определения только необходимых и достаточных для успешной реализации стратегии проектов использовать QFD (акроним от англ. Quality Function Deployment), или структурирование (развертывание) функции качества. Метод был предложен инженером Мицубиси, Иоджи Акао, в верфи Кобэ в Японии еще в 1970-ых годах и представляет собой развитие простейшего инструмента качества – матричной диаграммы (например, L-матрицы).

Не только японцы, но и другие предприятия применяют его для перевода требований потребителя в инженерные характеристики товара. Для этого метод подробно описан в стандартах ISO, российских ГОСТах и даже в отраслевых стандартах, например, в ПАО «Газпром».

И вот этой функцией «правильного» перевода из чего-то одного во что-то другое данного метода можно воспользоваться при выборе необходимых и достаточных для успешной реализации стратегии проектов.

На левой стороне матрицы (так называемом «флигеле» «дома качества» - это другое название метода) выписываем стратегические показатели, приоритеты или другие параметры, определяющие стратегию. Обязательно необходимо указать важность того или иного показателя. Кстати, для определения важности показателя есть более объективные инструменты, чем волюнтаристское решение разработчика стратегии или генерального директора. Но об этом инструменте в одном из моих следующих сообщений.

На другой стороне (на «втором этаже» «дома качества») выписываем проекты развития, которые позволят достигнуть того или иного показателя. Затем в каждом пересечении оцениваем влияние проекта на тот или иной показатель (положительную, нулевую или отрицательную). Суммируем по столбцам произведения важности показателя стратегии на силу влияния проекта на показатель. Сравниваем суммы каждого из проектов между собой. Проекты с наибольшей суммой заслуживают нашего выбора. Именно это необходимые для реализации стратегии проекты.

Как отобрать достаточные для реализации проекты, как учесть их стоимость – об этом в следующий раз.


Узнайте больше о программе "Производственный менеджмент".