• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Молодежные сообщества Дагестана

Сотрудники Центра молодежных исследований изучили способы социализации дагестанской молодежи и разобрались в том, какие увлечения поощряются дагестанским обществом, а какие считаются девиантными.

Молодежные сообщества Дагестана

©ISTOCK

Елена Омельченко, Святослав Поляков и Алина Майборода из Центра молодежных исследований  изучили* молодежные сообщества Махачкалы и на примере уличных воркаутеров и фанатов аниме рассказали о процессе взросления и социализации в контексте дагестанской действительности. Статья опубликована в журнале Cultural Studies.

В современном мире процесс взросления сильно индивиуализирован и в меньшей мере зависит от солидарностей, которые формируются на основе класса, занятости, национальности. Молодые люди взрослеют, конструируя собственные стили жизни и включаясь в сообщества, которые они выбирают сами на основе индивидуальных культурных предпочтений. В России начала нулевых важную роль в формировании таких сообществ играло различие между «нормальной» и «продвинутой» молодежью. Основанием для поляризации было отношение молодых людей к культуре западных стран и ее репрезентации в своем поведении и внешнем виде.

Сегодня, говоря о российских городах, социологи отмечают, что пространства молодежных культур стали более фрагментарными, а формирование групповой идентичности усложнилось. Связывают это с возросшей ролью информационных технологий и диджитализацией повседневной жизни. Помимо этого, на формирование молодежный культур повлияло усиление давления на молодых людей со стороны властей, возврат к консервативной риторике на официальном уровне, а также геополитическая и идеологическая конфронтация с Западом.

Для обозначения жизни молодежного сообщества в совокупности внешних факторов городского контекста, социологи используют категорию «сцена».

Сцена — это локальный социальный мир, выступающий в качестве среды для городской идентичности и солидарности, основанный на ценности самовыражения, схожем образе жизни участников и общей культурной чувствительности.

Авторы исследования на примере уличных воркаутеров и аниме фанатов Махачкалы, двух весьма полярных городских сцен, продемонстрировали, как на периферии глобализированного мира формируется и воспроизводится молодежная идентичность.

Городской контекст

В 1990-е годы Махачкала, как и многие другие города России, в связи с распадом Советского Союза переживала деиндустриализацию и экономические потрясения. Значительно вырос уровень безработицы и усилилась поляризация общества по финансовым показателям. Многие горожане, преимущественно работники интеллектуального труда, покинули регион. А в Махачкалу стали переезжать жители сельских районов республики.

По этническому составу столица Дагестана всегда считалась одной из самых разнообразных. Ее населяют более 30 этнических групп, в том числе аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, русские и др. Важную роль в городе и регионе играет религия. После развала СССР Дагестан стал центром реисламизации. Наблюдался быстрый рост исламских институтов и десекуляризация повседневной жизни. Коммунистическая идеология утратила доминирующую позицию, и религия восстановила свой статус официально одобряемой веры и обязательного компонента «нормальной» жизни.

Этническая и религиозная «инаковость» усиливается за счет того, что за границами республики образ Дагестана и его жителей нередко представляется агрессивным и опасным. Из-за чего молодые дагестанцы сталкиваются с дискриминацией при устройстве на работу, найме жилья или взаимодействии с представителями власти.

Внутри республики большинство молодых людей (70%) после окончания вузов остаются финансово зависимыми от родителей из-за высокой безработицы. Сложности с трудоустройством сказываются и на их способах социализации.  

Опрос 800 студентов и школьников старших классов Махачкалы показал, что самыми популярными сценами города считаются футбольные фанаты (25,9% ответов респондентов), уличные воркаутеры (20,1%), «активные мусульмане» (18,5%), поклонники настольных игр (18,3%), велосипедисты (15,7%) и поклонники езды на машинах с заниженной посадкой (движение БПАН) – 7,2%. К фанатам аниме причислили себя только 6,6% респондентов. Однако, коммуникативная вовлеченность в эту сцену выше. 28,9% опрошенных отметили, что их друзья являются поклонниками аниме культуры, а 35,7% сказали, что знают о существовании такой сцены в Махачкале, но сами в ней не участвуют.

Уличные воркаутеры

Это сцена объединяет молодых мужчин в возрасте от 14 до 25 лет, в основном, представителей сельско-городской молодежи. Их можно охарактеризовать низким уровнем дохода и культурного капитала. Многие участники сцены учатся в школе или вузе, поэтому численность сообщества варьируется в зависимости от сезона: 60-100 человек летом, 15-20 — зимой. Юноши собираются на открытой районной спортивной площадке. Старшие и более опытные участники сцены устраивают бесплатные тренировки для остальных воркаутеров. Занятия включают отжимания, подтягивания и различные упражнения на турнике и брусьях.

В городе отношение к уличному воркауту уважительное. Сцену ценят за то, что, с одной стороны, молодые люди развивают физическую силу и воспитывают дух, с другой — позволяют конструировать «сильную» маскулинность без необходимости проявлять агрессию. Более того, воркаутеры занимаются просветительской деятельностью. Они ездят по селам с лекциями и мастер-классами о здоровом образе жизни. Они также делают видео со своих тренировок и выкладывают их в социальные сети.

Сами воркаутеры воспринимают свою деятельность как отдушину, своего рода выход из ситуации маргинальности. Для участников сцены в возрасте 21-25 лет и финансово зависимых от родителей, деятельность в рамках сцены стала субститутом профессии. Это источник личного самоуважения и уважение общества. В Дагестане, где подчеркивается внимание к вопросам чести, достоинство – важный аспект мужского самоопределения.

В перспективе воркуетеры хотели бы получить финансовую поддержку своего сообщества со стороны властей. Это позволило бы им реализоваться профессионально.

Аниме фанаты

Участники этой сцены — в основном школьники и студенты творческих профессий, преимущественно девушки. Объединяет их увлечение японской анимацией. Сформировалась сцена благодаря знакомству любителей аниме через социальные сети и фестиваль японской и корейской культуры в Махачкале.

До недавнего времени этот фестиваль проводился ежегодно и был площадкой для творческого развития молодежи. Специально для него участники сцены шили костюмы и перевоплощались в любимых аниме персонажей (косплеили), а также разыгрывали сценки, исполняли саундтреки и каверы. В остальное время участники больше общаются виртуально.

Для фанатов аниме характерно миролюбие. Они ориентированы на гендерное равенство, отказ от ксенофобии, принятие мигрантов. Опрос в четырех городах России показал, что аниме сцена —самая толерантная из всех молодежных сообществ. Однако в Махачкале немногие разделяют увлечения и ценности аниме фанатов.

Среди местных жителей распространено убеждение, что аниме - это проявление девиантного поведения, вызванное влиянием иностранных культур. В обществе порицается окрашивание волос в яркий цвет и ношение одежды, отличающейся по стилю от общепринятой. В последнее время консервативные настроения особенно усилились.

Для участников сцены такое отношение окружающих ставит их перед трудным выбором. С одной стороны, хочется отстоять легитимность молодежной культуры и доказать ее безвредность, учитывая, что аниме общемировое явление, а косплей — часть современной популярной культуры. С другой — аниме фанаты постоянно подвергаются гонениям со стороны уличных хулиганов и консервативно настроенных жителей Дагестана. Порой хулиганы используют силовые методы в отношении участников сцены. 

Немаловажное значение имеет отношение к аниме фанатам их родных. Не всех участников сообщества дома поддерживают. Некоторые родители считают, что это следствие неправильного воспитания. Поэтому они запрещают детям смотреть аниме, красить волосы, участвовать в фестивалях. Существует стереотип, что аниме каким-то образом связано с ЛГБТ-комьюнити, и это воспринимается особенно болезненно. В то же время встречаются родители, которые полностью одобряют увлечение детей, понимая, что просмотр аниме ничуть не опаснее комиксов или фильмов. Они считают сцену пространством взросления молодых людей и площадкой для профессионального развития в области дизайна, живописи, иллюстрации и музыки.

Неодобрение со стороны родных и дагестанского общества в целом, а также усталость от постоянной борьбы приводят к тому, что некоторые покидают сцену или начинают скрывать свои увлечения. Другие планируют переезд в другой регион (в основном, в Санкт-Петербург). Кроме того, в Дагестане большое значение имеет воля родителей, и сильно развито социальное давление. Девушкам, достигшим 19-21 года, навязывают скорейшее замужество. И это тоже становится одной из причин того, что участница покидает сцену и начинает новый этап жизни.

*Исследование проведено в рамках проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» при поддержке Российского научного фонда.

Источник: IQ.HSE