Молодежь и образовательная миграция: результаты проекта Зеркальных лабораторий на международной конференции ЦМИ
29 октября на международной конференции Центра молодежных исследований состоялась отдельная секция по проекту «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции», на которой были представлены результаты анализа данных, собранных в Казани и Петербурге в 2022 году.
В рамках международной конференции ЦМИ прошла секция проекта Зеркальных лабораторий ЦМИ и ЛСИ КФУ, на которой выступили с докладами исследователи проекта и студенты НИУ ВШЭ.
Анастасия Маяковская представила результаты анализа качественных данных в рамках доклада «Образ города как мотив образовательной миграции: ожидания и опыт иногородних студентов Казани и Санкт Петербурга»
Эмпирической базой выступили 60 интервью с иногородними студентами и выпускниками в Казани и Санкт-Петербурге, собранными командой проекта весной 2022 года. В фокусе анализа находились физические и символические образы городов, которые Анастасия представила в виде матрицы из двух уровней - «идеалистический» - основанный вне опыта реального взаимодействия (ожидания) - и «опытный» - представления, сформированные в результате повседневных практик проживания в городе.
Озерова Карина, Ефлова Мария и Максимова Ольга представили результат анализа количественных опросных данных Казани и Санкт-Петербурга в докладе «Ценностные ориентации и практики социальной активности иногородних студентов Казани и Санкт-Петербурга: корреляционный анализ».
База данных опроса включала 410 анкет иногородних студентов КФУ и 437 анкет иногородних студентов НИУ ВШЭ СПб, собранных в апреле 2022 года.
Анализ показал, что средние оценки ценностей иногородних студентов КФУ и ВШЭ значимо не различаются. Наибольшее количество баллов иногородние студенты ставят таким ценностям, как обеспеченность, здоровье, семья и дети, а также интересная работа. Самооценка освоенности города связана с приоритетами ценностей - чем более высокую оценку респонденты называют, когда говорят насколько освоились, тем более высокие оценки они поставили всем рассматриваемым ценностям.
Гарифзянова Альбина и Лисовская Ирина представили результат анализа качественных данных Казани и Санкт-Петербурга в докладе «Сценарии включения студенческой молодежи Казани и Санкт-Петербурга в городе: мотивы переезда, барьеры».
Исследовательницы использовали сценарный подход для анализа опыта социального включения иногородней молодежи в городе, в частности мотивов переезда и барьеров включения.
В результате анализа были выделены следующие сценарии социального включения студенческой молодежи:
- Сценарий «раскрытия способностей» - переопределение активистского потенциала после переезда (СПб).
- Сценарий «поиск своего места» - стремление обрести безопасное пространство в городе и/или в университете (СПб), образ города связан с безопасностью и свободой (Казань).
- Сценарий «поиск и раскрытие своих способностей» - использование школьного опыта включения как социального капитала. (Казань)
Лермонтов Даниил, Егорова Таисия и Раевская Карина представили доклад «Способы выстраивания нарративов об этничности выпускниками КФУ, проживающими в Казани».
Студенты Питерской Вышки на основе записей дневников наблюдения и интервью, собранных в экспедиции в июле 2022 года, представили анализ способов выстраивания нарративов об этничности иногородних выпускников КФУ. Исследователи выяснили, что важными при определении границ этничности являются территориальная принадлежность, язык, религия, семейные связи, а также культурные паттерны и традиции. В производстве этнической идентичности доминирует примордиалистский подход, определяющий этничность как неизменную категорию.
Команда ЦМИ выражает благодарность всем докладчикам и участникам секции за интересную дискуссию и желает блестящих публикаций по результатам проекта!