«Городские vs сельские»: успешно завершен второй цикл студенческого проекта
В этом году проект привлек более 12 студентов бакалавриата и магистратуры. Студенты изучали студенческие клубы Вышки методом кейс-стади.

В этом году проект привлек более 12 студентов бакалавриата и магистратуры. Студенты изучали студенческие клубы Вышки методом кейс-стади.
В конце июня был успешно завершен студенческий проект «Образование и миграция: кейс-стади молодежных активностей в университетах». Это уже второй набор студентов на исследование в рамках Программы «Зеркальные лаборатории». В прошлом году студенты помогли со сбором и обработкой эмпирических данных, собрав 24 биографических интервью с молодежью из малых городов и сел, обучающихся на младших и старших курсах в НИУ ВШЭ. По результатам работы прошлого года Дмитрий Иванов – активный участник студенческого проекта и сотрудник ЦМИ - подготовил и защитил магистерскую диссертацию под руководством Елены Омельченко (об этом мы рассказывали в материале). Также на основе этих эмпирических данных Скороходова Нина, также участвовавшая в сборе данных, подготовила доклад «Университерапевт: терапевтический университет и социальная устойчивость студенческой молодежи», представив его на семинаре Центра молодежных исследований «СоцUP» (ссылка на запись).
В фокусе внимания студенческого проекта были молодежные клубы и активности Вышки как ключевые проводники иногородних в новом для них городе. Студенческие клубы помогают заводить новые знакомства, связи, накапливать молодежи социальный капитал. О роли социального капитала в адаптации молодежи написано в статьях сотрудников Центра молодежных исследований («Молодежь едет учиться в мегаполис: как не остаться в одиночестве», «Ты ощущаешь себя другим, чужим…»: иногородняя молодежь в большом городе в поисках устойчивости»). В этом году мы решили посмотреть на изнанку студенческих активностей – взять интервью с участниками и руководителями, провести серии социологических наблюдений, поучаствовать в активностях, рабочих встречах. Нас интересовало, как именно молодежные активности помогают молодежи включаться в жизнь университета и города. Также фокус внимания был направлен на процессы исключения и формирования неравенств.
По итогам проекта студенты изучили три кейса молодежных клубов Вышки. Их названия мы не сообщаем из соображений анонимности. Направленность клубов: интеллектуальные игры, организация мероприятий, волонтерство. Общее количество собранных интервью – 10, дневников наблюдений тоже 10.
Впечатлениями о работе в проекте и дальнейшими планами работы с эмпирическим материалом делится Семенова Екатерина, завершившая 3 курс программы «Социология и социальная информатика», стажер-исследователь Центра молодежных исследований:
На этом этапе проекта мы занимались кейс-стади: исследовали студенческие организации питерской Вышки, применяя несколько методов. Вначале в большой команде мы встречались на ридинг-группах, где обсуждали статьи по теме студенческой миграции и социального включения, выбирали подходящие внеучебки. Затем разрабатывали методологию: дополняли гайд интервью, созданный на предыдущем этапе проекта, с учётом фокуса на студенческие организации, создавали план наблюдения. Затем делились на три маленькие подгруппы, каждая из которых занималась своим клубом. Полевой этап был очень интересным - благодаря наблюдениям на мероприятиях и собраниях организаторов и интервью с членами организаций удалось полностью погрузиться в их деятельность, узнать много интересного о внеучебной деятельности в нашем вузе. Результаты показали, что студенческие организации помогают ребятам из других городов найти друзей, погрузиться в университетскую жизнь, создать прочную привязку к альма-матер и начать чувствовать себя безопаснее и спокойнее в Петербурге. По итогам исследования планируется написание статьи, в которой подробно будут рассмотрены практики социального включения студентов во внеучебных организациях.
Семёнова Екатерина Сергеевна
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь
