Исследовательский привет из Казани: студенты ИСФНиМК КФУ делятся опытом работы с кейсами студенческих организаций
Студентки 3 курса ИСФНиМК КФУ подключились к работе над кейсами студенческих организаций в рамках проекта «Зеркальных лабораторий».

Рады сообщить, что поспел полевой привет от наших партнеров по Зеркальным лабораториям. Расширяем исследовательские сети и рассказываем про опыт полевой работы молодых социологов из КФУ. Весной исследовательницы Дарья Салахова и Алина Зарипова, обучающиеся на 3 курсе ОП «Социология», приняли активное участие в жизни дискуссионных клубов КФУ в рамках работы над совместным проектом НИУ ВШЭ и КФУ «Образовательная миграция студентов из небольших городов и сел в мегаполисы. Социальное включение как способ повышения устойчивости: барьеры, стратегии, успешные практики» со стороны Партнера. Курировала студентов Гарифзянова Альбина Раисовна, к.ф.н., доцент кафедры общей и этнической социологии ИСФНиМК КФУ. Студентки погрузились в поле на 2 месяца, посетив мероприятия клуба дебатов и взяв отличные интервью с организаторами.
Студентка 3 курса ИСФНиМК КФУ
Студентка 3 курса ИСФНиМК КФУ
В рамках исследования роли студенческих сообществ в адаптации молодежи мы собрали серию кейсов, посвященных клубам дебатов в Казани. Работа велась в течение двух месяцев (апрель–май 2025 г.) и включала:
- 4 глубинных интервью с участниками и руководителями клубов (КФУ, КИУ, КАИ), отражающие их мотивацию, опыт адаптации и трансформацию восприятия университетской среды;
- 4 наблюдения за игровыми практиками в разных клубах, фиксирующие групповую динамику, коммуникативные стратегии и неформальные иерархии;
Из новых инсайтов, которые лично я извлекла из сбора данных и работы в поле, можно выделить несколько моментов. Было интересно узнать о "неформальности" в формальных структурах. Университетские клубы, казалось бы, встроены в академическую систему, но живут по своим принципам. В дебатных сообществах формируются альтернативные системы статусов — не по успеваемости, а по умению аргументировать, а также свои ритуалы — стук по столу вместо аплодисментов, и специфичный сленг. Так, вузы часто не осознают, что реальная студенческая социализация происходит именно в таких "теневых" структурах, несмотря на то, что продвигают различные способы вовлечения в студенчество.
Для иногородних студентов клуб не просто хобби, а механизм интеграции: через него находили жилье, подработки, полезные знакомства — нам встретился кейс как через дебаты информантка из Якутии выстроила новую социальную сеть в Казани, полностью независимую от университета.
Одними из методологических ловушек были парадокс анонимности и наша двойная роль и как исследователей и студенток внутри коммьюнити. В таком локальном сообществе даже замаскированные цитаты делают информантов узнаваемыми для "своих", поэтому важно было обратить особое внимание на анонимизацию и информировать информантов о рисках, связанных с конфиденциальностью. Мы старались будучи одновременно инсайдерами и аутсайдерами меньше ловить себя на фильтрации вопросов, чтобы выполнить нашу задачу как социологов, но всё же не хотелось повредить своим же дружеским связям.
Работа над кейсом помогла ещё раз убедиться, что реальные социальные практики всегда сложнее теоретических моделей. Даже в таком узком поле, как студенческие клубы, обнаруживаются неожиданные механизмы власти, солидарности и сопротивления. Дебаты становятся "убежищем" для тех, кто не вписывается в академическую систему, но ищет интеллектуальную среду. Университет спокойно может "не замечать" эти сообщества — клубы часто существуют на энтузиазме участников, без серьезной поддержки вуза, но при этом становятся ключевыми точками социализации для многих студентов. Такие места — это живые, динамичные сообщества со своей культурой, конфликтами и стратегиями выживания.
Пожелаем Дарье Салаховой и Алине Зариповой успехов и исследовательского драйва в дальнейших полях!
