Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Гуриева С. Д., Кинунен Т. А., Марарица Л. В. и др.
СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.
Ponarin E., Afanasyeva Y.
Journal of Happiness Studies. 2025. Vol. 26.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
SSRN Working Paper Series. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2024
Традиционно, чтобы стать взрослым, молодежь проходила различные жизненные этапы: учеба, работа, покупка жилья, создание семьи. Однако из-за экономических трудностей и других современных реалий молодым людям все сложнее или даже невозможно пройти эти стадии. Поэтому они пересматривают, что для них значит быть взрослым.
Анастасия Андреева
стажер-исследователь Центра молодежных исследований
Изначально новый культурный образ взрослости, основанный на субъективных критериях, был альтернативой труднодостижимому в современном экономическом состоянии мира идеалу «высокооплачиваемая работа, собственная квартира, стабильный брак». Но теперь получается, что это столь же недостижимая цель, потому что требует от человека абсолютного ментального, психического и эмоционального совершенства. А это невозможно.
Чтобы выяснить, чем отличаются подходы у старших и младших миллениалов, команда Центра молодежных исследований с 2020 по 2022 год проводила глубинные интервью с молодежью в возрасте от 20 до 40 лет. Данные были собраны в рамках проекта «Взросление российской молодежи в 21 веке: поколенческий анализ». На основе ответов 40 информантов из Санкт-Петербурга и Краснодара Анастасия Андреева провела свое исследование и выявила новую модель взрослости.
Исследование показало, что молодые люди начинают воспринимать жизнь как терапевтический проект. Они говорят, что развиваются и растут благодаря заботе о своем психическом здоровье и самопознанию. Именно через них они определяют свою взрослость.
В своих ответах молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет прежде всего выделяют личные критерии взрослости, например, саморазвитие и самопознание. «У младших миллениалов «работа над собой», «самопознание», «личные границы» — часть лексикона, а терапевтический язык и психологические термины органично интегрированы в речь. Терапевтическая культура влияет на принятие решений с ранних лет. Старшим миллениалам, которым уже ближе к 40 годам, пока это не близко. Некоторые термины и вовсе вызывают у них отторжение», — отмечает автор исследования.
Молодые люди считают взрослым того, кто открыл или сконструировал собственное «я», осознает и контролирует эмоции, уважает свои и чужие границы. Взросление для них начинается с формулирования собственных желаний, целей, стремлений. Культура психотерапии учит молодых людей осознанности и контролю над собой, именно эти качества, по мнению молодых миллениалов, определяют взрослого человека. «Теперь вырасти — это не достичь принятых обществом целей, а пройти путь от непонимания и неприятия себя к созданию целостной гармоничной личности», — объясняет Анастасия Андреева.
Кроме осознанности и ментального благополучия, молодежи важно контролировать свою жизнь и бороться за это право. В ее понимании взрослый человек должен самостоятельно обеспечивать себя поддержкой. «Такие представления могут быть очень полезны для молодежи, которая сепарируется от родителей, особенно если ранее мама и папа принимали решения за детей. При этом крайняя степень контроля и установка «тебе не должна быть нужна ничья помощь» приводит к выгоранию на длинной дистанции», — говорит социолог.
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь