Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.
Bristol: Bristol University Press, 2024.
ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2024. Т. 16. № 2. С. 29-49.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.
PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024
Анонимное голосование студентов за лучшего преподавателя проходит в НИУ ВШЭ ежегодно. Помимо этого, проводится опрос среди выпускников и аспирантов. Статус лучшего преподавателя получают также научные руководители студентов, которые одержали победу в конкурсе научно-исследовательских работ.
По итогам конкурса за 2024 год лучшими преподавателями стали 110 сотрудников НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 11 из них выигрывают в конкурсе как минимум четыре года подряд. Например, кандидат филологических наук Алина Бодрова становится лучшим преподавателем в восьмой раз, а кандидат социологических наук Яна Крупец — в десятый.
Некоторые преподаватели регулярно побеждают в конкурсе лучших преподавателей и за свои лекции, и за научное руководство. Например, кандидат искусствоведения Ксения Малич второй год подряд получает премию как лучший научный руководитель. При этом ее заслуги как преподавателя студенты высоко отмечают уже шестой год подряд. Кандидат социологических наук Ксения Тенишева в этом году тоже победила сразу в двух номинациях — за преподавание и за научное руководство.
Получать высокую оценку своей работы всегда приятно. Когда преподавание занимает такое значимое место в жизни, хочется, чтобы оно приносило пользу и находило отклик у студентов. Лично для меня звание лучшего преподавателя — это показатель того, что курсы оказались полезными и интересными, а выбранные подходы к обучению — удачными. А еще это хороший стимул двигаться вперед, придумывать новые задания и способы объяснять материал. Это определенный кредит доверия, который необходимо постоянно оправдывать, развивая навыки преподавания. Я благодарю наших студентов и выпускников за возможность учиться постоянно! Каждый семинар позволяет увидеть привычную проблему под новым углом, обменяться мнениями, поспорить. Это неудивительно, учитывая, что наши студенты очень подготовленные с первого курса.
Конечно, преподаватель должен делиться знаниями, но в эпоху искусственного интеллекта это далеко не единственная его задача. Во-первых, преподавание — это про целеполагание и мотивацию. Нужно уметь объяснить, зачем нужен курс и как он поможет в дальнейшем. Во-вторых, важно научить задавать правильные вопросы и находить на них ответы. Невозможно помнить все наизусть, но полезно знать, что может пригодиться и где это потом искать. И конечно же, преподавать — это говорить просто и понятно о сложном.
Роль преподавателя заключается в том, чтобы делиться знаниями. Рассказывать о том, что интересно, в форме, которая покажется интересной другим. Преподаватель ищет объяснения, примеры и формулировки задач, которые позволят взглянуть на проблему с другой стороны. И если его усилия отмечают стороны и от студентов хорошая обратная связь, значит, все было не напрасно! Это очень приятно осознавать.
Я преподаю достаточно давно, но не перестаю учиться чему-то у самих студентов. Самое главное, чему они меня научили, — это расстановка приоритетов. Можно не пытаться выполнить абсолютно все задачи идеально, а перераспределить ресурсы.
Все результаты конкурса лучших преподавателей доступны по ссылке.
Департамент филологии: Доцент
Департамент политологии и международных отношений: Старший преподаватель
Департамент социологии: Доцент
Санкт-Петербургская школа дизайна: Доцент
Академический руководитель программы «UX-аналитика и проектирование информационных систем»
Департамент социологии: Доцент