Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.
Bristol: Bristol University Press, 2024.
ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2024. Т. 16. № 2. С. 29-49.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.
PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024
Исследование проводилось в 2023/24 учебном году в рамках «Ярмарки проектов». Руководителями проекта выступили сотрудники Центра молодежных исследований: Наталья Соловьева, Евгения Кузинер и Елизавета Балацюк. К работе присоединились студенты бакалаврской программы «Социология и социальная информатика», а также магистранты программы «Современный социальный анализ».
В ходе исследования социологи провели пять фокус-групп, а также опрос среди 264 студентов. Результатом работы стали прообразы учебных корпусов, которые легли в основу социологического зина о том, как студенты видят НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. «Изначально мы с коллегами хотели посмотреть, как университет вписан в городское пространство. Потом оказалось, что для наших респондентов важнее был не город вокруг Вышки, а сама Вышка, многие студенты воспринимали ее как портал в другой мир. Именно поэтому мы изменили фокус исследования», — делится соруководитель проекта Наталья Соловьева.
«Чувство Вышки» — первый социологический зин в Питерской Вышке. Он охватывает жизнь в четырех корпусах Питерской Вышки — на Кантемировской, Промышленной, Седова и канале Грибоедова. Он рассказывает о наиболее популярных локациях внутри зданий, музыкальных предпочтениях студентов, ассоциациях с корпусами и ценностях людей, которые приходят в Вышку каждый день.
Этот проект хорош в том числе и тем, что студенты теперь понимают, как по-разному можно презентовать результаты своей работы. Не вписывать их в категории научных журналов, а сделать креативно и по-своему. Идею формата предложила Евгения Кузинер, она коллекционирует зины и изучает, как в них отражается городское пространство. Опыт Елизаветы Балацюк также был очень полезным для этого проекта: помимо работы в Центре молодежных исследований, она занимается иллюстрацией и коллажированием, а в 2024 году ее книга выиграла в конкурсе научно-популярных проектов.
Изначально меня заинтересовали методы исследования. Я читала статьи про визуальную социологию, но ни разу не применяла ее в исследованиях. Решила, что проект позволит это сделать. Тема тоже показалась привлекательной. За год в университете я нашла близких друзей, успела поучаствовать во внеучебке, полюбила корпус на Седова — Вышка действительно стала моим вторым домом.
В проекте я работала с данными по Канте: собирала и анализировала ментальные карты. По ним стало ясно, что Канта — самодостаточный корпус, не все студенты знают каждый ее уголок. Многие сравнивали ее с Хогвартсом, и я не могу не согласиться с этим. На фокус-группах и при рисовании карт студенты рассказывали очень интересные истории, которые происходили с ними в корпусах, — про охранников, про «тайные» аудитории, которые очень сложно найти, про работу в Приемной комиссии. Проект показал, что для вышкинцев их корпуса — не просто места для учебы и работы, а отдельные миры со своей атмосферой, историями и даже собственным языком.
Еще до проекта мы с друзьями задумывались о том, чем друг от друга отличаются студенты с разных образовательных программ Вышки. Благодаря проекту у меня появилась возможность узнать об этом, закрепить исследовательские навыки, попробовать себя в коллажировании, узнать тонкости книгопечатания и, конечно, оставить свой небольшой след в жизни любимого университета.
После проекта мне стало ясно, что студенты Канты чуть ли не живут в своем корпусе. Некоторые даже приносят туда тапочки, печенье и кружки, которые хранят в шкафчиках. Кантемировскую действительно можно назвать вторым домом: там и круглосуточный коворкинг, и еда, и, говорят, даже игровая приставка на пятом этаже!
Студенты, которые учатся на канале Грибоедова, сравнивают, свой корпус с Хогвартсом. С ними сложно спорить — место по-настоящему волшебное! Корпус на Промышленной потише, но и там много всего интересного. Чего стоит один только подвал дизайнеров, где у студентов проходят практические занятия, — настоящий музей! А про Седова я и сама хорошо знала, так как учусь там уже четвертый год.
По нашему зину видно, насколько сильно студенты одомашнивают Вышку. Многие называли атмосферу в корпусах расслабленной и творческой, а также выделяли приятный и комфортный круг общения. В число трех лучших мест в корпусах Питерской Вышки вошли: кофейни «Слой», столовые и коворкинги. Подробнее о наших корпусах — в зине.
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник