Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.
Bristol: Bristol University Press, 2024.
ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2024. Т. 16. № 2. С. 29-49.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.
PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024
Общая цель проекта в этом году – определение характеристик созидательного потенциала самостоятельного проактивного действия россиян, а также факторов его развития, инструментов фиксации, способов поддержки через цифровую среду. Мы с коллегами из Москвы рассматриваем молодежь как одну из наиболее активных групп населения России. И если в наших предыдущих проектах мы фокусировались на молодых предпринимателях, то сейчас решили посмотреть на молодых людей, которые в принципе проявляют какую-то активность в своей повседневной жизни и создают проекты в разных сферах.
Наше исследование реализуется в рамках методологии смешанных методов (Mixed Method Research), то есть включает в себя как качественный, так и количественный сбор и анализ данных. Команда ЦМИ использует метод глубинного интервью с молодыми организаторами, активными участниками городских инициатив. Молодежь здесь понимается достаточно широко, от 18 до 35 лет. Как показывают наши исследования, именно в этом диапазоне и появляются различные инициативы и возможность их реализовывать. Кроме того, интересно посмотреть на разные поколения среди активистов. Сразу подчеркну, что в рамках нашего направления мы показываем инициативу молодежи, реализуемую снизу, то есть исходящую от нее самой. Коллеги из Москвы, в свою очередь, в том числе будут анализировать проекты, инициированные со стороны государства, в рамках каких-то более крупных площадок, платформ, таких как ДОБРО.РФ, Leader-ID.
Также в этом году мы сравниваем между собой коммерческие и некоммерческие инициативы. Наши предыдущие исследования показывают, что коммерческая деятельность может становиться некоммерческой, а в проектах, изначально реализуемых как некоммерческие, молодежь может находить способы коммерциализировать результаты. Поэтому для нас актуально посмотреть и на это измерение. Плюс в этом году особое внимание мы будем уделять тому, каким образом виртуальная среда и какие-то цифровые инструменты используются молодыми активистами для продвижения своих проектов, для работы в рамках проектов, для повышения собственной эффективности и эффективности проектов. Мы хотим посмотреть, какие инструменты они применяют, как их оценивают и как поменялись практики их использования в условиях наших современных санкций. Наши коллеги в Москве тоже уделяют много внимания именно анализу поведения активистов в социальных сетях, позже мы сопоставим результаты.
По итогам анализа мы надеемся получить ответы на несколько вопросов. Прежде всего, мы хотим в очередной раз узнать про мотивацию, с которой молодые люди начинают проявлять какую-то активность и инициировать свои проекты. Мы хотим понять, как это происходит и какие цели они перед собой ставят, зачем вообще они это делают и как это связано с их ценностями. Во-вторых, мы хотим посмотреть, как меняются условия реализации инициативных низовых проектов в новых санкционных условиях. С учетом того, что у ЦМИ уже собрано достаточно много данных о самом разном молодежном активизме, мы сможем подумать об отличиях, которые есть сегодня. Также мы хотим уделить большое внимание разным капиталам, которые есть у молодежи. Вообще, молодежь часто рассматривается как группа с достаточно ограниченными капиталами, особенно это касается экономического капитала. Но вместе с тем мы понимаем, что у нее есть другие капиталы, которые позволяют преодолевать трудности и достигать успеха. В частности, мы рассмотрим культурный или человеческий капитал, то есть те навыки, которые есть у молодежи, которые она использует для успешной реализации своих проектов, и то, как она его накапливает, как обучается. Мы также посмотрим на социальный капитал и его роль, то есть на те социальные связи, которые есть у молодежи. Отдельное внимание, как я уже говорила, мы уделим оценке вовлеченности активистов в цифровую среду и значению цифровых инструментов в созидательном действии, в этой агентности молодежи, выявим, что дает цифровая среда молодым людям для успешной реализации своих инициатив.
В этом году мы сосредоточились на инициативах молодежи Петербурга в трех сферах:
Для каждой сферы было собрано 10 интервью – по 5 с представителями коммерческих и некоммерческих проектов.
В ходе интервью мы узнавали у организаторов и активных участников об этапах развития проектов, их миссиях, целевых аудиториях, финансировании и результатах. Также мы просили рассказать о команде, отношениях с подопечными/клиентами и другими проектами, особенностях реализации инициатив в Петербурге и сложностях, с которыми они сталкиваются. Значительная часть вопросов в этом году касалась использования в молодежных инициативах различных цифровых инструментов – от популярных социальных сетей до специализированных онлайн-платформ и компьютерных программ.
Несмотря на то, что исследование является продолжением нашего прошлого проекта, мне все еще интересно заниматься этой темой. Каждый год мы находим что-то новое, что-то необычное. Мы выявляем новые мотивации для проактивного действия, новые сложности, барьеры, а также новые возможности, которые появляются у молодых людей. И, в принципе, это поле является для меня очень вдохновляющим. Оно показывает, что даже малое повседневное действие может привносить значимые изменения в наше общество, то, насколько молодые люди даже в трудных условиях, в условиях политических, социальных, экономических, все равно продолжают заниматься чем-то важным для них, важным для других. Меня безумно вдохновляет каждый из наших участников, их истории и то, как они борются за дело своей жизни, за свой проект, продолжают их и делают наш мир чуточку лучше.
Мы выражаем благодарность организаторам и участникам проектов, с которыми мы провели интервью! Узнать подробнее об этих интересных и полезных инициативах молодежи Петербурга и присоединиться к ним можно через их онлайн-ресурсы:
Разговорный клуб SayYes: встречи на английском, немецком, французском, испанском и других языках в онлайн- и офлайн-формате
Фонд «Арт-Молодость»: популяризация российского искусства и помощь молодым художникам
Подкаст «Бельэтаж это где?»: шоу про театр с обсуждением постановок и приглашением экспертов
Подкаст «Открытый подкаст»: разговоры об инклюзии в театральной среде
IT-олимпиада «Боталити»: олимпиада по программированию ботов на Python
Проект «Цветнот»: площадка для коллабораций среди современных молодых художников, музыкантов и поэтов
Пространство «Стрит-арт хранение»: коллекционирование, хранение, изучение и популяризация творчества художников «уличной волны»
Фестиваль «ХАЛЛЮ ФЕСТ»: фестиваль современной корейской культуры
Арт-пространство PROGRAFIKA: выставочное пространство и художественные печатные мастерские
Театральное объединение «КУЛь – Спектакли в Клубе»: спектакли по мотивам произведений популярных современных писателей
Благотворительный фонд «ЯРКАЯ ЖИЗНЬ»: помощь пожилым людям, детям-сиротам, детям с тяжелыми заболеваниями и развитие культуры благотворительности
Благотворительный проект «Право выбора»: поддержка подростков из детских сиротских учреждений
АНО «Волшебный Дирижабль»: дополнительное образование для детей из социальных учреждений
Благотворительный проект «Время жить»: психологическая и социальная адаптация детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации средствами драматерапии
Проект «Теплица»: транзитное трудоустройство людей с ментальными особенностями
Проект «Вечно»: христианские встречи поддержки
Проект SVALKA: сбор ненужных вещей у прежних владельцев и отправка их нуждающимся, секонд-хенд
Агентство All Good: развитие концепции ресурсной ответственности бизнеса, консультирование и экспертная помощь
Экоцентр «Собиратор»: экспертная помощь в темах раздельного сбора, переработки и экологичного образа жизни
Общественная организация в сфере защиты животных «Голоса за животных»: защита животных, используемых в сельском хозяйстве
Экопроект «Зелёнка»: прием вторсырья у частных лиц, экологизация офисов и неравнодушных к экологии компаний, экологическое просвещение
Экопроект #аррр: создание изделий и аксессуаров из старых ПВХ-баннеров
Бренд DQL WEAR: создание одежды из технической конопли
Бренд KVARTALmo: апсайкл-одежда и аксессуары
Бренд us.upcycle: апсайкл-одежда с кастомизацией
Проект INDIVIZUAL: бренд апсайкл-одежды, мастер-классы по апсайклингу
Студия устойчивого дизайна ART.CYCLE: художественная переработка вторичных материалов
Эко-Мастерская IWheel: аксессуары, игрушки и декор для дома из б/у одежды и винтажных тканей
Стартап byScoby: создания инновационного материала – растительной кожи
Технологический стартап SPAWN: переработка отходов и выращивание новых изделий с помощью грибов