• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Руководитель департамента социологии Колесник Наталья Владимировна
Специалист по учебно-методической работе Ильина Мария Ивановна

miilina@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе / Диспетчер ОП «Социология и социальная информатика», «Современный социальный анализ», «Анализ данных для государства и общества» Лобанова Юлия Вячеславовна

ylobanova@hse.ru

ул. Седова 55/2, каб. 211

телефон: 644-59-10  
(доб. 61315)

Книга
Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging

Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.

Bristol: Bristol University Press, 2024.

Глава в книге
To Be a Homeless Woman in Russia: Coping Strategies and Meanings of ‘Home’ on the Street

Evgeniia Kuziner.

In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.

Препринт
Wellbeing Dynamics across Cultures During the Pandemic: A Five Country Exploration

Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.

PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024

В проекте с фокусом на инициативах молодежи Санкт-Петербурга завершился сбор данных

Центр молодежных исследований активно участвует в стратегическом проекте НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» совместно с коллегами из Москвы. За два месяца наша команда собрала 30 интервью с молодыми петербуржцами, проявляющими активность в разных областях.

В проекте с фокусом на инициативах молодежи Санкт-Петербурга завершился сбор данных

Photo by Bench Accounting on Unsplash

Крупец Яна Николаевна
Центр молодежных исследований: Заместитель директора центра

Общая цель проекта в этом году – определение характеристик созидательного потенциала самостоятельного проактивного действия россиян, а также факторов его развития, инструментов фиксации, способов поддержки через цифровую среду. Мы с коллегами из Москвы рассматриваем молодежь как одну из наиболее активных групп населения России. И если в наших предыдущих проектах мы фокусировались на молодых предпринимателях, то сейчас решили посмотреть на молодых людей, которые в принципе проявляют какую-то активность в своей повседневной жизни и создают проекты в разных сферах.

Наше исследование реализуется в рамках методологии смешанных методов (Mixed Method Research), то есть включает в себя как качественный, так и количественный сбор и анализ данных. Команда ЦМИ использует метод глубинного интервью с молодыми организаторами, активными участниками городских инициатив. Молодежь здесь понимается достаточно широко, от 18 до 35 лет. Как показывают наши исследования, именно в этом диапазоне и появляются различные инициативы и возможность их реализовывать. Кроме того, интересно посмотреть на разные поколения среди активистов. Сразу подчеркну, что в рамках нашего направления мы показываем инициативу молодежи, реализуемую снизу, то есть исходящую от нее самой. Коллеги из Москвы, в свою очередь, в том числе будут анализировать проекты, инициированные со стороны государства, в рамках каких-то более крупных площадок, платформ, таких как ДОБРО.РФ, Leader-ID.

Также в этом году мы сравниваем между собой коммерческие и некоммерческие инициативы. Наши предыдущие исследования показывают, что коммерческая деятельность может становиться некоммерческой, а в проектах, изначально реализуемых как некоммерческие, молодежь может находить способы коммерциализировать результаты. Поэтому для нас актуально посмотреть и на это измерение. Плюс в этом году особое внимание мы будем уделять тому, каким образом виртуальная среда и какие-то цифровые инструменты используются молодыми активистами для продвижения своих проектов, для работы в рамках проектов, для повышения собственной эффективности и эффективности проектов. Мы хотим посмотреть, какие инструменты они применяют, как их оценивают и как поменялись практики их использования в условиях наших современных санкций. Наши коллеги в Москве тоже уделяют много внимания именно анализу поведения активистов в социальных сетях, позже мы сопоставим результаты.

По итогам анализа мы надеемся получить ответы на несколько вопросов. Прежде всего, мы хотим в очередной раз узнать про мотивацию, с которой молодые люди начинают проявлять какую-то активность и инициировать свои проекты. Мы хотим понять, как это происходит и какие цели они перед собой ставят, зачем вообще они это делают и как это связано с их ценностями. Во-вторых, мы хотим посмотреть, как меняются условия реализации инициативных низовых проектов в новых санкционных условиях. С учетом того, что у ЦМИ уже собрано достаточно много данных о самом разном молодежном активизме, мы сможем подумать об отличиях, которые есть сегодня. Также мы хотим уделить большое внимание разным капиталам, которые есть у молодежи. Вообще, молодежь часто рассматривается как группа с достаточно ограниченными капиталами, особенно это касается экономического капитала. Но вместе с тем мы понимаем, что у нее есть другие капиталы, которые позволяют преодолевать трудности и достигать успеха. В частности, мы рассмотрим культурный или человеческий капитал, то есть те навыки, которые есть у молодежи, которые она использует для успешной реализации своих проектов, и то, как она его накапливает, как обучается. Мы также посмотрим на социальный капитал и его роль, то есть на те социальные связи, которые есть у молодежи. Отдельное внимание, как я уже говорила, мы уделим оценке вовлеченности активистов в цифровую среду и значению цифровых инструментов в созидательном действии, в этой агентности молодежи, выявим, что дает цифровая среда молодым людям для успешной реализации своих инициатив.

В этом году мы сосредоточились на инициативах молодежи Петербурга в трех сферах:

  • образование и культура;
  • экология, осознанное потребление и зоозащита;
  • социальная помощь и этичный бизнес. 

Для каждой сферы было собрано 10 интервью – по 5 с представителями коммерческих и некоммерческих проектов.  

В ходе интервью мы узнавали у организаторов и активных участников об этапах развития проектов, их миссиях, целевых аудиториях, финансировании и результатах. Также мы просили рассказать о команде, отношениях с подопечными/клиентами и другими проектами, особенностях реализации инициатив в Петербурге и сложностях, с которыми они сталкиваются. Значительная часть вопросов в этом году касалась использования в молодежных инициативах различных цифровых инструментов – от популярных социальных сетей до специализированных онлайн-платформ и компьютерных программ.

Бемлер Екатерина Сергеевна
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь

Несмотря на то, что исследование является продолжением нашего прошлого проекта, мне все еще интересно заниматься этой темой. Каждый год мы находим что-то новое, что-то необычное. Мы выявляем новые мотивации для проактивного действия, новые сложности, барьеры, а также новые возможности, которые появляются у молодых людей. И, в принципе, это поле является для меня очень вдохновляющим. Оно показывает, что даже малое повседневное действие может привносить значимые изменения в наше общество, то, насколько молодые люди даже в трудных условиях, в условиях политических, социальных, экономических, все равно продолжают заниматься чем-то важным для них, важным для других. Меня безумно вдохновляет каждый из наших участников, их истории и то, как они борются за дело своей жизни, за свой проект, продолжают их и делают наш мир чуточку лучше.

Мы выражаем благодарность организаторам и участникам проектов, с которыми мы провели интервью! Узнать подробнее об этих интересных и полезных инициативах молодежи Петербурга и присоединиться к ним можно через их онлайн-ресурсы: 

Разговорный клуб SayYes: встречи на английском, немецком, французском, испанском и других языках в онлайн- и офлайн-формате

Фонд «Арт-Молодость»: популяризация российского искусства и помощь молодым художникам

Подкаст «Бельэтаж это где?»: шоу про театр с обсуждением постановок и приглашением экспертов

Подкаст «Открытый подкаст»: разговоры об инклюзии в театральной среде

IT-олимпиада «Боталити»: олимпиада по программированию ботов на Python

Проект «Цветнот»: площадка для коллабораций среди современных молодых художников, музыкантов и поэтов

Пространство «Стрит-арт хранение»: коллекционирование, хранение, изучение и популяризация творчества художников «уличной волны»

Фестиваль «ХАЛЛЮ ФЕСТ»: фестиваль современной корейской культуры

Арт-пространство PROGRAFIKA: выставочное пространство и художественные печатные мастерские

Театральное объединение «КУЛь – Спектакли в Клубе»: спектакли по мотивам произведений популярных современных писателей

Благотворительный фонд «ЯРКАЯ ЖИЗНЬ»: помощь пожилым людям, детям-сиротам, детям с тяжелыми заболеваниями и развитие культуры благотворительности

Благотворительный проект «Право выбора»: поддержка подростков из детских сиротских учреждений

АНО «Волшебный Дирижабль»: дополнительное образование для детей из социальных учреждений

Благотворительный проект «Время жить»: психологическая и социальная адаптация детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации средствами драматерапии

Проект «Теплица»: транзитное трудоустройство людей с ментальными особенностями

Проект «Вечно»: христианские встречи поддержки

Проект SVALKA: сбор ненужных вещей у прежних владельцев и отправка их нуждающимся, секонд-хенд

Агентство All Good: развитие концепции ресурсной ответственности бизнеса, консультирование и экспертная помощь

Экоцентр «Собиратор»: экспертная помощь в темах раздельного сбора, переработки и экологичного образа жизни

Общественная организация в сфере защиты животных «Голоса за животных»: защита животных, используемых в сельском хозяйстве

Экопроект «Зелёнка»: прием вторсырья у частных лиц, экологизация офисов и неравнодушных к экологии компаний, экологическое просвещение

Экопроект #аррр: создание изделий и аксессуаров из старых ПВХ-баннеров

Бренд DQL WEAR: создание одежды из технической конопли

Бренд KVARTALmo: апсайкл-одежда и аксессуары

Бренд us.upcycle: апсайкл-одежда с кастомизацией

Проект INDIVIZUAL: бренд апсайкл-одежды, мастер-классы по апсайклингу

Студия устойчивого дизайна ART.CYCLE: художественная переработка вторичных материалов

Эко-Мастерская IWheel: аксессуары, игрушки и декор для дома из б/у одежды и винтажных тканей

Стартап byScoby: создания инновационного материала – растительной кожи

Технологический стартап SPAWN: переработка отходов и выращивание новых изделий с помощью грибов