• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Руководитель департамента социологии Колесник Наталья Владимировна
Специалист по учебно-методической работе Ильина Мария Ивановна

miilina@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе / Диспетчер ОП «Социология и социальная информатика», «Современный социальный анализ», «Анализ данных для государства и общества» Лобанова Юлия Вячеславовна

ylobanova@hse.ru

ул. Седова 55/2, каб. 211

телефон: 644-59-10  
(доб. 61315)

Книга
Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging

Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.

Bristol: Bristol University Press, 2024.

Глава в книге
To Be a Homeless Woman in Russia: Coping Strategies and Meanings of ‘Home’ on the Street

Evgeniia Kuziner.

In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.

Препринт
Wellbeing Dynamics across Cultures During the Pandemic: A Five Country Exploration

Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.

PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024

«Выпускнику Вышки, в том числе социологу, легко попасть в IT»: выпускница Арина Быкова о работе в «Яндексе»

Арина Быкова — выпускница программы «Социология и социальная информатика» 2020 года. Больше двух лет она проработала в компании Selectel, а затем перешла в «Яндекс 360» на позицию менеджера по HR-маркетингу. Интерес к маркетингу в ней пробудился благодаря учебе в бакалавриате и волонтерству в Центре развития карьеры. Рассказываем, чем интересна учеба на социолога, какие навыки оказались наиболее полезными и как выпускница меняла карьерный трек.

«Выпускнику Вышки, в том числе социологу, легко попасть в IT»: выпускница Арина Быкова о работе в «Яндексе»

Фото из личного архива Арины Быковой

О поступлении и учебе

Как и многие подростки в 18 лет, я не очень хорошо понимала свои интересы. Меня интересовало абсолютно все: экономика, социология, маркетинг, культура, реклама… Мне показалось, что «Социология и социальная информатика» поможет все это объединить. А кроме того, меня привлекла междисциплинарность программы и хорошая репутация вуза. Так я и оказалась в Вышке.

Учеба на программе мне очень нравилась — она не оторвана от реальной жизни. Мы проводили реальные исследования, тестировали гипотезы, было много практики. Когда я начала работать в IT, все знания по проведению исследований и анализу результатов мне очень пригодились. Если же нам объясняли теорию, то не на абстракциях, а на живых и понятных примерах. Так мы легче усваивали материал. Кроме того, нам очень повезло с преподавателями: Ксения Тенишева, Яна Крупец, Влада Баранова и Мария Сафонова — навсегда в моем сердечке. Они умеют подать предмет так, что учиться всегда интересно.

У нас было довольно много полезных предметов. В числе самых-самых — «Социологическая теория», потому что это база для любого социолога, «Методы и методология исследований», «Экономическая социология» и «Статистика». Возможно, с этого и начался мой интерес к сфере маркетинга. А дополнительно помогла учеба по обмену в мюнхенском Университете имени Людвига-Максимилиана. Поехать туда я не смогла, был ковидный год, но онлайн занималась, взяла там много предметов по менеджменту, маркетингу и коммуникациям. Это было хорошим решением, потому что я увидела, насколько полезна социологическая рамка в бизнесе. Я уже понимала, что любым решениям предшествует работа с данными и гипотезами, и в то же время видела, какой смысл стоит за цифрами и как избежать манипуляций с данными.

О старте карьеры

Когда началась пандемия, я очень сильно испугалась: вдруг станет совсем сложно искать работу. Так я начала искать варианты и попала на стажировку в Heineken. Там я занималась аналитикой. Полгода в компании были интересными, но я поняла, что мне хочется больше общаться во время работы, и решила поискать другие позиции.

Параллельно с этим я начала стажироваться в Центре развития карьеры Питерской Вышки. Писала тексты, вела соцсети, а потом меня начали привлекать к другим проектам — например, Высшей школе карьеры, для которой я помогала искать спикеров. Вместе с вышкинской командой я устраивала партнерские выставки, общалась работодателями, узнавала, что им нужно от студентов, и помогала им адаптировать свое позиционирование.

В конце третьего курса я оставила работу в Центре развития карьеры и отправилась на стажировку в Selectel — это IT-компания, которая занимается облачными решениями. Тогда я уже понимала, что мне интересны маркетинг и люди, поэтому стажерство в HR-бренд-менеджменте мне идеально подходило. Я провела в компании 2,5 года и выросла до специалиста по развитию бренда, потом захотела новых знаний и стала искать новое место.

О работе в «Яндексе»

Я часто думала о работе в «Яндексе». Любопытно было сюда попасть, но мне редко попадались вакансии, которые подходили бы по навыкам и интересам. Все-таки основной мой профиль — HR-бренд-менеджмент, а это достаточно новое направление, и таких специалистов пока не так много. И тут я увидела похожую вакансию в «Яндексе 360» и подумала: «О, а ведь я уже делала это, только теперь масштабы побольше».

Конечно, я нервничала, когда подавалась. Все-таки «Яндекс» — одна из самых больших компаний в России. Продуктами «Яндекс 360» — почтой, диском, телемостом — ежедневно пользуются миллионы людей. Это большая ответственность, не справиться с ней было страшновато. Казалось, что там работают сверхлюди, до которых я не дотянусь. Но все-таки я себя преодолела, отправила резюме и созвонилась с рекрутером. 

Дальше было собеседование с моей руководительницей, она меня по-настоящему поразила. Это человек, который руководит командой монетизации, маркетинга и клиентского опыта, но при этом отлично знает, что происходит в команде разработчиков и вообще в бизнесе. Более того, она понимала, зачем в команде HR-бренд-менеджер, классно объяснила цели на ближайшее время и расставила четкие приоритеты. За таким руководителем хотелось идти. Кроме того, команда «Яндекса 360» работает над интересными продуктами, и я приняла оффер.

Мой рабочий день сильно зависит от задач — они у меня очень разные, все зависит только от планов и приоритетов. Иногда мне нужно написать статью для «Хабра», иногда — написать текст для лендинга, иногда — придумать концепцию мероприятия, иногда — собрать встречу, чтобы подготовить спикеров к публичному выступлению. И это только малая часть того, чем я занимаюсь. Разбираться нужно в самых разных вопросах, но в том и кайф.

Сейчас мой фокус на задачах, связанных с продвижением tech-бренда «Яндекс 360» на внешнюю аудиторию. Я помогаю нашим айтишникам подаваться на конференции, находить темы, писать статьи, делиться экспертизой, а также запускаю различные спецпроекты. Чтобы увереннее чувствовать себя с разработчиками,  тренирую насмотренность, читаю много статей, продолжаю учиться чему-то новому. Мне нравится, что задачи у меня очень разные. Проекты мы делаем в коллаборации — я привношу маркетинговую часть, менеджерю процессы, придумываю идеи и валидирую с командами разработки. Они помогают с деталями. Вместе в коллаборации мы можем делать что-то по-настоящему крутое.

Помимо этого, в «Яндексе» мне очень нравятся люди. Здесь собрались те, кто не боится пробовать и создавать что-то абсолютно новое. У нас нет тех, кто механически выполняет свою работу. Наоборот — наши сотрудники думают масштабно и за весь продукт. Ну и конечно, компания о нас заботится, я сама это вижу. В офисах есть все для комфортной работы, сотрудники могут повышать квалификацию на внутренних лекциях или на курсах, ездить на конференции и так далее.

Сейчас мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Получаю большое удовольствие от работы — мне нравится делиться накопленным опытом, помогать людям и рассказывать о крутых вещах, которые они делают. В будущем мне было бы интересно продолжать работать в технологических компаниях.

О пользе образования

Мне кажется, выпускнику Вышки, в том числе социологу, легко попасть в IT. Мы обладаем теми качествами, которые отличают хороших сотрудников. Обычный сотрудник выполнит задачу так, как ему сказали, без единого вопроса. Вдумчивый сотрудник знает, что и почему он делает. Именно этому учит Вышка. Наши выпускники, например, привыкают спрашивать, откуда взялись данные, почему такое решение лучше. Всегда держат других в тонусе. Более того, они инициативны и всегда могут подумать, как еще улучшить проект, чтобы помочь другой команде.

Бакалавриат дал мне много полезных навыков, которые я применяю в работе ежедневно. Самый главный — презентации. Мне кажется, я умею упаковать любой объем информации в простую и понятную форму и запитчить. Если нужна коротенькая презентация, я справлюсь с ней за час, если посложнее, с большим объемом данных — дня за два. Для спикеров мы, конечно, составляем презентации подольше, но просто потому что работаем над ними всей командой.

Не менее полезной была групповая работа. Во время учебы у нас было много проектов, где за каждым человеком была закреплена своя зона ответственности. Правильно объединить людей, учесть сильные стороны людей — это то, чему я научилась, и именно это помогает мне в менеджерских задачах. В целом в Вышке учишься учиться — это пригодится на всю жизнь.

Подробности о программе «Социология и социальная информатика»  доступны на ее сайте. Подать документы можно онлайн через личный кабинет абитуриента.