Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.
Bristol: Bristol University Press, 2024.
Мурач А. А., Сторчевой М. А., Гаете С. М.
Экономическая политика. 2024. Т. 19. № 4. С. 84-121.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.
PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024
— Почему программа «Социология и социальная информатика» так называется?
— Название программы отражает современное содержание профессии социолога. Оно показывает, как изменились социология и жизнь людей из-за цифровизации. Появляются новые онлайн и офлайн-сообщества, люди начинают общаться в новых форматах и иначе осмыслять самих себя. Ну и конечно, появляются новые данные, их тоже нужно изучать. Если студент хочет анализировать соцсети или онлайн-сообщества, влияние цифровой экономики и интернета на людей, ему недостаточно владеть классическими методами исследования — интервью или включенным наблюдением. Нужны другие методы и технологии.
Современный социолог разбирается не только в социальных концепциях и методах сбора и анализа данных, но и в программировании, психологии, экономике и управлении. Он должен быть всесторонне развитым человеком, который всегда готов изучать новые подходы и инструменты для разных прикладных и научных задач. Именно поэтому наша образовательная программа развивает социологическое мышление и сочетает классические методы с современным анализом данных.
— Как считаете, почему социологу важно изучать аналитику и программирование?
— Раньше у социологов всегда была проблема: как получить от людей честные ответы на вопросы о жизни и тратах во время опросов или интервью. Важно было не давить и очень аккуратно задавать вопросы на деликатные темы, чтобы человек ответил честно и результаты не исказились. Сейчас искренние мнения людей отследить проще, если посмотреть на их действия на разных сайтах или в соцсетях. Люди оставляют цифровые следы, благодаря которым можно узнать о настроении пользователей, их предпочтениях, интересах, круге общения, покупках и прочем.
Комплексные исследования, в которых сочетаются классические и цифровые методы, нужны не только научному сообществу, но и бизнесу. Социологи помогают улучшать продукты и сервисы, изучают клиентов, предлагают способы, как улучшить корпоративную культуру внутри компании. Все зависит от цели исследования и сферы, для которой оно проводится.
Если понаблюдать за поведением пользователей, а потом опросить их, можно получить о них более полное представление. Рассмотрим, как это работает на примере.
Допустим, студент регулярно пользуется сервисом доставки еды. Если посмотреть, что он делает в приложении и какие товары выбирает чаще всего, можно предложить ему скидку.
Если команда сервиса хочет расширить ассортимент, она может прислать пуш и попросить пользователя пройти опрос. Человек расскажет, каких товаров ему не хватает, как улучшить навигацию в приложении и скорость доставки. Маркетологам будет проще подобрать респондентов, потому что они видят, кто активно пользуется приложением.
Респондентам тоже проще проходить онлайн-опросы. Можно заглянуть в анкету в любое удобное время, когда рядом не будет лишних глаз. Это вызовет меньше стресса, чем личный контакт.
Если еще совместить эту информацию со сведениями о здоровье, режиме питания, физических нагрузках, уровне стресса респондентов, можно получить ценные рекомендации, как повысить качество жизни людей.
— Какие навыки дают на программе?
— Важно, чтобы у ребят сразу формировались социологическое воображение, творческое и критическое мышление. Для этого мы преподаем на программе не только базовые социологические дисциплины, но и экономическую теорию, социальную психологию, социальную и цифровую антропологию, управление проектами и другие.
На научно-исследовательских семинарах и в студенческих проектах мы рассматриваем разные темы, которые волнуют социологов. В их числе — интернет и социальные медиа, подростки и молодежь, современная культура, здоровье и благополучие человека, проявления и последствия социального неравенства, маркетинг и управление. Участие в таких проектах позволяет студентам разных курсов работать не только с преподавателями, но и научными сотрудниками социологических лабораторий и центров кампуса.
Мы учим студентов современному статистическому анализу и визуализации данных в R, программированию в Python, машинному обучению, работе с базами данных, использованию цифровых технологий в маркетинге. Это поможет будущим социологам правильно обрабатывать и интерпретировать данные, с которыми они работают.
Важно, что на нашей программе студенты изучают не только статистические методы и работу с количественными данными. Они также погружаются в качественные методы социологических исследований — глубинные интервью, включенное наблюдение, дискурс-анализ и другие.
На программе студенты пробуют себя в разных областях во время практик и работы в проектах — аналитике, опросной индустрии, управлении персоналом, маркетинге, научных исследованиях. Благодаря этому они поймут, чем им хочется заниматься после бакалавриата. Помимо этого, студенты могут выстраивать индивидуальный образовательный трек: они добавляют к базовым курсам по социологии майноры, факультативы и курсы по выбору. Так, майнор по прикладному программированию или майнор по урбанистике можно дополнить курсами о разных методах анализа данных, машинного обучения и другими. Поэтому наши выпускники готовы как к работе в разных отраслях прикладной социологии, так и к дальнейшей учебе на магистерских программах разного профиля.
— Социологам, конечно, нужно программирование. Но чем они отличаются от программистов?
— Прежде всего, социолог ставит задачи, исследовательские цели, озвучивает гипотезы. Он выступает дизайнером исследования, разработчиком проекта, аналитиком. Знания социальной информатики и навыки программирования нужны ему для того, чтобы собирать или анализировать данные, создавать новые инструменты для опросов. Программирование расширяет методический арсенал социолога.
Есть такая шутка, что программисты больше думают о коде, а социологи — о людях. Возможно, в ней есть доля правды. Ведь социологи изучают мнение и реакции людей, взаимоотношения между их группами, а также поведение масс. Если социологам не хватает данных о людях или социальных процессах для их задач, то они знают, как эффективно и этично организовать работу с респондентами, какие методы исследования будут наиболее подходящими для данного проекта.
— Почему программа — англоязычная?
— Интернациональность — норма для Вышки. У нас есть иностранные студенты и преподаватели. Давно работают успешные международные лаборатории по социальным наукам — Лаборатория сравнительных социальных исследований им. Р. Ф. Инглхарта и Лаборатория социальной и когнитивной информатики. В кампусе есть и другие образовательные программы на английском, это стало необходимостью для современного рынка труда и науки.
Если студент-социолог хочет узнавать о лучших новых прикладных исследованиях, разработках и научных проектах, ему необходимо знать английский язык. Мы живем и исследуем общество в глобальном цифровом мире. Важно знать, к каким выводам приходят зарубежные коллеги, которые не знают русского языка.
Термины в социальных науках, информатике, статистике пришли к нам из английского и других европейских языков. Если специалист владеет английским, ему будет как минимум проще разобраться в терминологии и читать профессиональную литературу. Он сможет на равных общаться на конференциях и семинарах, представлять результаты своей работы большему количеству клиентов и коллег. Ну и конечно, со знанием английского наши выпускники могут учиться в магистратурах разных стран мира. Возможности для профессионального роста и дальнейшей специализации у них будут шире.
— Если уровень английского у абитуриента пока не очень высокий, это не помешает учиться на программе?
— Я знаю, что ребята справятся. Мы даем студентам время привыкнуть и разговориться, преодолеть этот языковой барьер на первом курсе. Преподаватели на семинарах и практикумах поддерживают дружелюбную атмосферу, организуют деловые игры и профессиональные тренинги, вовлекают студентов в дискуссии, мозговые штурмы и выступления с презентациями. А если какие-то термины покажутся непонятными, всегда можно уточнить их значение у преподавателя!
— Как усилить интерес к науке на программе?
— Студентов вдохновляют преподаватели, у которых большой опыт в исследованиях. За последние 15 лет профессор Елена Леонидовна Омельченко получила 35 грантов на научные исследования и выпустила несколько книг. Ординарный профессор Даниил Александрович Александров изучает сферу образования, недавно он выпустил статью о буллинге в российских школах. И это только малая часть достижений наших преподавателей!
Помимо этого, у нас четыре социологические научные лаборатории — Центр молодежных исследований, Международная лаборатория сравнительных социальных исследований, Лаборатория социальной и когнитивной информатики, научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки». Исследования этих научных подразделений в основном строятся вокруг молодежи, сравнительного анализа, интернета, образования и потребления информации. Методологии у них разные. Центр молодежных исследований специализируется на качественных методах, а остальные лаборатории — на количественных методах или смешанном дизайне исследования. Можно во время учебы понять, какое направление вам больше нравится, пройти учебную практику в одной из лабораторий, попробовать себя в науке на позиции стажера-исследователя.
— Где студенты получают практические навыки?
— Не только на практиках, но и на занятиях. Например, на курсе «Информационные системы» у нас каждый год проходит мини-конференция Poster Session of the 2nd Mini-Conference on Demo-Reviews of Рисёрч. На ней студенты 2-го курса пробуют свои силы в подготовке и презентации постеров. Во время занятий по этому предмету студенты учатся работать с библиографическими базами данных и знакомятся с современными исследованиями по интересующей теме. Потом они делают из таких исследований карту и анализируют состояние научного поля. Результаты студенты представляют в виде постеров на открытой для всех студентов и преподавателей онлайн-конференции. Это дает полезный опыт аналитической и командной работы, выступления с презентациями, защиты своего проектного предложения — все это необходимые навыки для профессионала.
Еще один вариант — проектная работа. Студенты включаются в проекты наших преподавателей и научных лабораторий, разрабатывают драфт исследования, проводят его от начала и до конца. В 2021 году ребята изучали в проектах кибербуллинг, дистанционное обучение, цифровую безопасность, потребительское поведение и многое другое.
На третьем курсе студент должен пройти практику у партнеров программы или университета, а можно обратиться в профильную компанию по своему выбору. Некоторые выбирают для практики академические центры — Социологический институт РАН или Центр независимых социальных исследований. А некоторые идут стажерами-аналитиками в опросные, рекламные или маркетинговые фирмы. На четвертом курсе практика тоже есть, но уже преддипломная. Студенты присоединяются к проектам лабораторий или своих научных руководителей, сами собирают материалы для выпускной квалификационной работы или используют готовые и открытые данные.
Нередко проектные работы потом превращаются в научные статьи. За последние пять лет нашим студентам удалось опубликовать 25 статей в высокорейтинговых журналах, выступить с докладами на разных конференциях и семинарах. Более того, в 2021 году статья нашей студентки Анастасии Бахаревой выиграла в конкурсе Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения (WAPOR). Такой результат говорит о том, что на нашей программе занимаются актуальными темами. Это признание качества нашей работы и таланта наших студентов.
— Кем могут работать выпускники программы?
— Давайте сначала расскажу, где они уже работают. Некоторые наши выпускники связывают карьеру с исследованиями — например, в социологических центрах и аналитических компаниях. Некоторые устраиваются на работу в маркетинговые компании и отделы, в агентства интернет-рекламы или PR-агентства. Некоторые делают карьеру в сфере IT, финтеха и гейм-дизайна. Например, Анастасия Кузнецова создала курс о работе в Tableau для Stepik, Павел Долгов стал Lead UX-исследователем в «Альфа-банке», Михаил Улицкий — CRM-аналитик ЦИАН, а Алина Каманина работает гейм-аналитиком в компании G5 Entertainment. Возможностей много, главное — выбрать то, что нравится, и не бояться ставить амбициозные цели.
Наши выпускники продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре. Они успешно поступают на программы в области социальных наук, информационного менеджмента, организационного анализа, маркетинга, компьютерных наук. Если студента интересует карьера в науке, программа предлагает интересные решения уже на уровне дипломной работы. Ее можно написать еще и в формате научной статьи для международного индексируемого журнала на английском языке и направить в этот журнал на рассмотрение. Или же можно выполнить исследование в формате replication study, когда студент повторяет дизайн и метод уже опубликованного исследования, подтверждая свою квалификацию. Такие форматы выпускных работ, как и опыт научных публикаций, делают портфолио наших выпускников привлекательным для любых магистратур.
— Каких абитуриентов вы ждете?
— Мы ждем тех, кому интересны исследования современного общества и социальных процессов. Будем рады и тем ребятам, которых привлекает прикладная аналитика в разных профессиональных сферах. Конечно, будет преимуществом хорошая математическая подготовка, но при этом мы многому научим сами.
К тому же социологи занимаются не только работой с данными. Они много общаются с респондентами и экспертами, изучают разные социальные группы, ездят в экспедиции, организуют фокус-групповые дискуссии и социальные эксперименты.
Учебный процесс построен таким образом, что студенты постепенно осваивают методы исследования и анализа данных. При этом они могут каждый год выбирать для себя новые интересующие предметы, формировать более количественную или более качественную траекторию обучения. А могут, наоборот, знакомиться с наиболее широким спектром аналитических инструментов.
При этом, минимальные баллы для подачи документов по математике у нас не такие высокие — всего 60. По русскому языку, иностранному языку и обществознанию тоже нужно получить хотя бы 60 баллов за каждый предмет.
Мы ждем любознательных и активных ребят, которым интересны люди, сообщества и социальные процессы, благополучие людей, ценности индивидов и социальных групп, их поведение и взаимоотношения. Поэтому в абитуриентах для нас важны любознательность, живой ум, наблюдательность, эмпатия, интерес к новому да и просто желание учиться. Ведь главное для успеха в любом деле — быть целеустремленным, действительно хотеть стать профессионалом. Наша программа в этом точно поможет.
Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки»: Заведующий лабораторией
Академический руководитель программы "Социология и социальная информатика"
Центр молодежных исследований: Директор центра