Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Гуриева С. Д., Кинунен Т. А., Марарица Л. В. и др.
СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.
Ponarin E., Afanasyeva Y.
Journal of Happiness Studies. 2025. Vol. 26.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
SSRN Working Paper Series. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2024
4 дня Летней школы прошли очень насыщенно для участников. В программе были лекции, доклады, дискуссии, мастер-классы, экскурсии. Так, исследователи узнали больше об актуальных вопросах функционирования НКО и региональных особенностях развития институтов самоорганизации и благотворительности, выступили с результатами своих проектов, посетили Российскую государственную библиотеку для молодежи, приняли участие в практическом занятии «Использование искусственного интеллекта в научных исследованиях».
Младший научный сотрудник ЦМИ Елизавета Балацюк и стажеры-исследователи ЦМИ Анастасия Андреева и Екатерина Бемлер выступили в секции «Молодежные инициативы и инновации: роль институтов самоорганизации». В докладах были использованы данные, собранные командой Центра молодежных исследований в рамках стратегических проектов НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (2023) и «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» (2022).
Анастасия в ходе своего доклада «Префигурация как условие формирования гражданского сознания молодежи» рассказала коллегам, как российская молодежь ищет стратегии устойчивости, возможности для принятия решений и значимого участия во времена неопределенности. Создавая разные проекты в сферах культуры, образования, экологии, социальной помощи, спорта, молодые люди продвигают собственные ценности и формируют вокруг них сообщество. При этом деятельность их организаций становится альтернативой уже существующим в этих областях иерархичным, бюрократизированным структурам. Именно через такие низовые инициативы молодежь воплощает свое видение идеального будущего.
Екатерина и Елизавета выбрали для выступления тему «Общественное благо в условиях неолиберальной экономики: кейс молодых гражданских активистов Санкт-Петербурга из некоммерческого сектора». Они сфокусировались на вопросе «Как конструируется понимание "общественного блага" в нарративах молодых инициаторов некоммерческих инициатив и проектов Санкт-Петербурга?» В ходе доклада было отмечено, что инициативные проекты молодежи могут рассматриваться как создание возможностей для «улучшения себя», развития социального капитала, как «дело жизни» и как возможность внести личный вклад в общественное развитие. Общественное благо, в свою очередь, осмысляется молодыми активистами в нескольких категориях: инклюзия, безопасная социальная среда, создание комьюнити, просветительская деятельность.
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь