Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.
Bristol: Bristol University Press, 2024.
Мурач А. А., Сторчевой М. А., Гаете С. М.
Экономическая политика. 2024. Т. 19. № 4. С. 84-121.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.
PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024
24 июня первокурсники при активной поддержке студентов второго курса бакалаврской программы «Социология и социальная информатика» представили результаты социологического исследования о практиках культурного потребления посетителей Ботанического сада Петра Великого. Презентация проектов началась со вступительного слова Александра Сорокина, декана Школы социальных наук. Он отметил, что студенты Питерской Вышки регулярно включаются в проекты, предлагаемые партнерами из сферы бизнеса и культуры.
Александр Сорокин
Декан Школы социальных наук
Студенты Школы социальных наук в ходе обучения вовлечены во множество проектов. Я знаю, что иногда ребята ведут по пять-шесть проектов одновременно. И очень здорово, что зачастую они делаются с реальными партнерами — например, с Ботаническим садом Петра Великого. Ботанический сад, как и Питерская Вышка, постоянно стремится к изменениям. Мне кажется, что социальные науки могут помочь в определении направлений и содержания этих изменений, особенно в том, как их сделать более понятными, релевантными и устойчивыми для целевых аудиторий партнера. Уверен, что представленные сегодня результаты — не финальная точка, а только начало нашего сотрудничества с Ботаническим садом Петра Великого.
Сотрудничество Школы социальных наук и Ботанического сада Петра Великого началось по инициативе научно-культурной институции, которая стремилась лучше понять своих регулярных посетителей. По словам руководителя пресс-службы Ботанического сада Петра Великого Александры Медведевой, за последние десять лет число гостей институции увеличилось в пять раз. Но для создания новых форматов работы с аудиторией важно выявить портрет посетителя, включающий его культурные привычки и опыт взаимодействия с культурной институцией.
Александра Медведева
Руководитель пресс-службы Ботанического сада Петра Великого
У садоводов, ботаников, ученых в ботанических садах всегда есть дилемма. С одной стороны, когда мы сажаем что-то редкое и очень ценное, первое желание — спрятать своих питомцев. Чтобы никто с умыслом или по незнанию не загубил их.
С другой стороны, сад не выживет без людей, которые к нам приходят. Причем дело не только в элементарном финансировании — хотя это, безусловно, тоже очень важно. Но и в том, какие ресурсы приносят наши посетители — эмоциональные отклики и понимание значимости Ботанического сада. Все это способствует тому, чтобы сад развивался.
За последние десять лет мы увеличили число наших посетителей более чем в пять раз. Да, где-то сильнее вытоптаны газоны, бывают очереди, нужно что-то заменять и восстанавливать. Зато наши коллекции видимо разрастаются и становятся более интересными. О нас много пишут, говорят, и все больше людей попадает в магию этого места. И мы хотим, чтобы взаимодействие наших посетителей с Ботаническим садом стало еще более осмысленным и увлекательным.
Исследование проходило с марта по июнь. За это время учащиеся самостоятельно разработали дизайн исследования, закрепив знания, полученные на курсе «Методология и методы социологического исследования». Чтобы изучить посетителей Ботанического сада, студенты провели 13 дней в поле и использовали качественные и количественные методы: опрос, фокус-группы и визуальные исследования.
Студенты разработали три проекта, каждый из которых был сосредоточен на отдельном методе исследования. Первая группа студентов изучила социальные характеристики и опыт посетителей Ботанического сада. Они опросили 417 гостей разных возрастов во время спада и пика посещаемости, который пришелся на начало мая, когда в Ботаническом саду зацвела сакура.
Одним из результатов этой работы стал обобщенный портрет посетителя. Вне зависимости от времени года, чаще всего в Ботанический сад приходят женщины с высшим образованием. Обычно они замужем, работают или находятся на пенсии. Также студенты определили районы Санкт-Петербурга, откуда в сад приезжает больше всего посетителей: Приморский, Выборгский и Калининский.
Дана Левковская
Первокурсница ОП «Социология и социальная информатика»
Опрос посетителей — это первый этап нашей работы. Мы смогли предварительно определить основные черты посетителей и поняли, как стоит в дальнейшем развивать наше исследование: например, мы планируем изучить волонтерское сообщество Ботанического сада.
Мне безумно понравилась коммуникация с работниками Ботанического, пока я была на полях. Они часто нас угощали, и было здорово сидеть с ними за одним столом и помогать с рутинной работой. Это был прекрасный опыт и, пожалуй, мое главное впечатление от сотрудничества. Ну и, конечно же, сакура в ботаническом саду — невероятная, очень советую к посещению. Скорее всего, я продолжу работать над проектом с Ботаническим садом. Во-первых, потому, что еще многое нам предстоит выявить, а во-вторых, потому, что это поле уже стало для меня родным и привычным.
Также из личных бесед с информантами учащиеся узнали, что Ботанический сад давно оброс преданной аудиторией. Так, более 40 % гостей оказывались в нем не впервые. Еще около 18 % посетителей навещали сад чаще, чем раз в квартал, — в эту группу входят биологи и ботаники, которых Ботанический сад интересует как объект научного исследования. Однако большую ценность сад представляет и для других горожан и гостей Санкт-Петербурга.
Наталья Колесник
Руководитель департамента социологии и первого студенческого проекта
Посетители Ботанического сада вкладывают разные смыслы в свои культурные практики, и многие из них очень преданы этому месту, что в целом характерно и для других культурных институций. Например, одна посетительница из Ленинградской области в ходе опроса отмечала, что Ботанический сад для нее — это место силы, которое помогает ей чувствовать себя лучше в трудные времена. Она же предложила создать благотворительный фонд, чтобы посетители могли участвовать в жизни сада. Студенты рассказывали и о знакомстве с Радмилой Тонкович из Белграда, в честь которой селекционеры вывели сорт сирени «Радмила». И таких историй очень много. Когда мы спрашивали у респондентов, откуда они узнали о саде, многие терялись на этом вопросе и отвечали, что Ботанический сад был с ними всегда. То есть это важная часть жизни для многих горожан с самого детства. Конечно, все эти наблюдения мы донесем до представителей сада.
Павел Иов
Первокурсник ОП «Социология и социальная информатика»
Главным итогом работы для меня стал полученный опыт. Это было мое первое полевое социологическое исследование — и сразу такое интересное. Было очень увлекательно выходить с анкетами в поле, беседовать с посетителями. Когда администрация такого большого и известного среди петербуржцев культурного объекта приглашает тебя присоединиться к значимому проекту, сразу чувствуешь себя крутым исследователем.
Вторая группа студентов собирала данные о посетителях Ботанического сада через фокус-группы, в которые вошли люди со схожим культурным опытом. Учащиеся попросили информантов назвать культурные институции, которые несут для них те же ценности и смыслы, что и Ботанический сад Петра Великого. Благодаря такому исследовательскому подходу студенты установили, что сад имеет для горожан научную, историческую и рекреационную значимость. Они также определили барьеры и драйверы посещения сада и на их основе составили рекомендации, которые помогут сделать Ботанический сад более привлекательным для разных групп посетителей — например, для семей с детьми или пожилых людей.
Третья группа студентов провела визуальные исследования: выявила особенности территории сада и проанализировала социальные сети и сайт институции. В результате работы этой группы родились предложения по благоустройству территории сада, а также наблюдения о том, как визуально-пространственные характеристики Ботанического сада стимулируют осмысленный опыт его гостей. Руководителем проекта выступила Екатерина Бемлер — преподаватель департамента социологии.
Алина Болотина
Первокурсница ОП «Социология и социальная информатика»
Главным итогом моей работы в Ботаническом саду стал опыт проведения социологического исследования с применением смешанных методов и работы с реальным заказчиком. Мне удалось поработать рука об руку с большими профессионалами. Они позволили нам, первокурсникам, почувствовать себя настоящими социологами, реализовать свои исследовательские идеи и задумки, что, как мне кажется, стало для всех нас огромным толчком к продолжению пути в сфере социологических исследований.
Главным впечатлением для меня стала работа в поле. Было очень интересно посмотреть на знакомое пространство — Ботанический сад — не с привычной для меня стороны посетителя, а со стороны исследователя. Фокус внимания сразу сместился с красоты растений на количество урн и лавочек, ширину и качество дорожек, дизайн указателей и так далее.
Презентация исследовательских проектов завершилась анонсом дальнейшего сотрудничества Школы социальных наук и Ботанического сада Петра Великого. В ближайшие два года студенты программы «Социология и социальная информатика» продолжат исследовать людей, причастных к жизни сада. В будущем они планируют провести фокус-группы и опросы среди садовников и волонтеров, а также изучить причины, по которым посетители нарушают правила нахождения в саду. Руководитель пресс-службы Ботанического сада Петра Великого Александра Медведева отметила, что сотрудничество вышло плодотворным для обеих сторон.