• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Руководитель департамента социологии Колесник Наталья Владимировна
Специалист по учебно-методической работе Ильина Мария Ивановна

miilina@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе / Диспетчер ОП «Социология и социальная информатика», «Современный социальный анализ», «Анализ данных для государства и общества» Лобанова Юлия Вячеславовна

ylobanova@hse.ru

ул. Седова 55/2, каб. 211

телефон: 644-59-10  
(доб. 61315)

Книга
Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging

Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.

Bristol: Bristol University Press, 2024.

Глава в книге
To Be a Homeless Woman in Russia: Coping Strategies and Meanings of ‘Home’ on the Street

Evgeniia Kuziner.

In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.

Препринт
Wellbeing Dynamics across Cultures During the Pandemic: A Five Country Exploration

Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.

PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024

Родительский контроль оказался эффективен для предотвращения употребления алкоголя подростками

Ученые из научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» Питерской Вышки проанализировали, как различные факторы влияют на потребление алкоголя подростками. В работе использовались данные, собранные в ходе лонгитюдного исследования «Здоровое и рискованное поведение подростков». Опрос 1299 респондентов со средним возрастом 16 лет показал, что родительский контроль помогает предотвращать употребления спиртного подростками. Важную роль также играют хорошие детско-родительские отношения. 

Родительский контроль оказался эффективен для предотвращения употребления алкоголя подростками

ISTOCK

Сначала коротко

Мнение: Считается, что родители уже бессильны что-то изменить, если их ребёнок пристрастился к потреблению алкоголя, ведь контролировать поведение подростка — непростая задача.

На деле: Родительский контроль способствует предотвращению употребления спиртного подростками. Однако важную роль играет наличие хороших детско-родительских отношений.

Теперь подробнее

Павел Валединский, Валерия Иванюшина, Даниил Александров и Дарья Ходоренко из научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ проанализировали влияние родительского контроля, детско-родительских отношений, а также наличия депрессии на потребление алкоголя подростками. Выяснилось, что родительский контроль способствует профилактике подросткового потребления алкоголя. При этом лучше всего он работает, если у родителей хорошие отношения с подростком, благодаря чему они знают — как и с кем их ребёнок проводит свободное время. Кроме того, благополучные взаимоотношения с родителями защищают молодых людей от депрессии. Препринт с результатами работы опубликован на сайте НИУ ВШЭ.

Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

О чём речь?

Употребление алкоголя считается одной из самых распространённых форм рискованного поведения среди подростков. Оно опасно даже не само по себе, а из-за своих последствий. Среди них, согласно исследованиям, проблемы с успеваемостью в учёбе, раннее начало половой жизни, рискованное сексуальное поведение, травмы и даже летальные исходы.

Учёные активно изучают факторы, которые могут быть связаны с пристрастием к спиртному в подростковой среде. Больше всего внимания уделяется влиянию ближайшего социального окружения — родителей и друзей.

С родителями связаны два фактора. Во-первых, употребляют ли они алкоголь сами, а, во-вторых, осуществляют ли контроль над жизнью подростка. Подобный контроль может быть прямым и непрямым.

К прямому контролю относится нормативное регулирование (правила в семье), мониторинг (проверка) соблюдения правил, а также наказания. Недостаток или полное отсутствие мониторинга, согласно исследованиям, может стать причиной того, что ребёнок не обучается ответственности за свои действия и оказывается склонным к рискованному поведению, в том числе употреблению алкоголя и наркотиков.

Непрямой контроль связан с принадлежностью подростка к социальной группе — в данном случае семье, в которой не одобряется рискованное социальное поведение. Авторы отмечают, что согласно теории социальных связей (social bonds theory) можно выделить четыре компонента непрямого контроля:

 привязанность,

 вовлечённость,

 доверие,

 преданность.

При этом наиболее значимые — привязанность и вовлечённость. Последняя выражается, например, во включении ребёнка в множество активностей (спорт, искусство и т.п.), которые просто не оставляют ему времени на запретные практики.

Привязанность, в свою очередь, означает не просто тёплые и близкие отношения между родителями и детьми, а «психологическое присутствие родителей», считает автор теории социальных связей Трэвис Хирши. «Намереваясь совершить антисоциальное действие, подросток, в первую очередь, может представить возможную негативную реакцию своих родителей и в результате — отказаться. Логично, что если нет эмоциональной связи подростка с родителями, он может быть не сильно обеспокоен тем, что они подумают и, соответственно, чувствовать себя свободнее в совершении рискованных действий», — отмечают авторы новой работы.

Часто научные исследования фокусируются на отдельных формах родительского контроля. Однако эффективная профилактика употребления алкоголя подростками возможна лишь тогда, когда присутствуют обе формы контроля. Нормы и мониторинг их исполнения должны идти в связке с включённостью ребёнка в полезную социальную активность.

Другой фактор, влияющий на употребление алкоголя подростками, — депрессия. Это расстройство нередко сопровождается различными формами зависимости. Есть много работ, показывающих, как негативные жизненные события и воспринимаемый стресс связаны с потреблением табака и алкоголя именно среди подростков.

Важный вопрос при этом — связь депрессии и детско-родительских отношений. Согласно многочисленным исследованиям, хорошие отношения в семье и эмоциональная привязанность к родителям могут защитить подростка от стресса, тревоги и депрессии, способствовать его чувствам самоценности и компетентности.

Научных работ, сфокусированных на специфических факторах, влияющих на употребление алкоголя подростками, а также изучающих их взаимодействие друг с другом, в России проводилось крайне мало. Учёные из Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ решили заполнить этот пробел.

Как изучали?

Для анализа использовались данные, собранные в рамках лонгитюдного исследования «Здоровое и рискованное поведение подростков». Они включали результаты опроса студентов из 13 колледжей и профессиональных училищ Санкт-Петербурга. Изначальная выборка составила 1299 респондентов (513 девушек и 786 юношей) со средним возрастом 16 лет. Всего проводилось семь волн наблюдений с перерывами в шесть месяцев — от начала учёбы и до периода спустя полгода после окончания учебного заведения.

Респонденты заполняли специальные тесты и методики, измеряющие частоту потребления алкоголя, степень родительского мониторинга, привязанности к родителям, а также уровень депрессии. В ходе опроса исследователи уточняли у подростков не только частоту фактов потребления алкоголя вообще, но также и частоту эпизодов пьянства — употребления больших доз спиртного за один раз (четыре и более порций).

Что получили?

Выяснилось, что родительский мониторинг имеет значимую отрицательную связь с употреблением алкоголя подростками. Проще говоря, если родители контролируют поведение своего ребёнка, то вероятность того, что он будет пить, падает. Это касается как простого факта употребления спиртного, так и эпизодов пьянства. Полученные результаты соответствуют ранее проведенным зарубежным исследованиям.

Правда, как уточняют авторы новой работы, обнаруженная связь была значимой только для первой волны опросов, позднее она ослабла. «Это можно объяснить тем, что многие студенты к последнему году учёбы уже старше 18 лет, потребление алкоголя в этом возрасте становится легальной практикой, о которой они могут говорить своим родителям», — комментируют авторы.

Таким образом, родительский мониторинг поведения достигших совершеннолетия подростков скорее всего уже перестаёт быть сдерживающим употребление алкоголя фактором. Однако учёные считают, что если бы в данном исследовании учитывались и другие формы родительского контроля, предполагающие активные действия, например, наказание, то ситуация могла бы быть иной. Фактор контроля, по их мнению, вероятно продолжал бы влиять на уровень потребления студентами алкоголя и после 18 лет.

Учёные не установили прямой связи между привязанностью к родителям и употреблением алкоголя, но обнаружили опосредованный эффект. Чем сильнее была привязанность подростка к родителям, тем выше оказывался уровень родительского мониторинга. В таких условиях взрослые были лучше осведомлены о том, как их ребёнок проводит время, на что тратит карманные деньги и т.п. Как результат — это сокращало несанкционированное употребление алкоголя подростками.

Что касается депрессии, то в ходе одной из волн обнаружилась её значимая положительная связь с частотой употребления алкоголя, но не с пьянством. При этом авторы выявили устойчивую отрицательную связь между отношениями с родителями и депрессией подростков. Простыми словами, чем лучше отношения в семье, тем менее подросток подвержен депрессии, а также, потенциально, риску употребления алкоголя.

Зачем это нужно?

Алкоголизация российских подростков — серьёзная социальная проблема, которая требует к себе особого внимания. Её необходимо анализировать и методами академической науки.

Авторы отмечают, что проведённая ими работа имеет свои ограничения, например, она не учитывает влияние других факторов — генетических или личностных. Другое ограничение состоит в том, что все респонденты были учащимися профессионально-технических училищ. Поэтому выводы исследования не могут быть в полной мере распространены на подростков, которые продолжили обучение в школе и планируют поступление в вузы.

Тем не менее достоверно установлено, что родительский мониторинг подростковых практик и хорошие отношения в семье предотвращают употребление алкоголя подростками. Это знание может пригодиться при создании профилактических программ для борьбы с подростковым пьянством.
IQ
 

Авторы исследования:
Павел Валединский, стажёр-исследователь НУЛ «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (на момент проведения исследования)

Валерия Иванюшина, ведущий научный сотрудник НУЛ «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ

Даниил Александров, заведующий НУЛ «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ

Дарья Ходоренко, аналитик НУЛ «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ