Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.
Bristol: Bristol University Press, 2024.
ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2024. Т. 16. № 2. С. 29-49.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.
PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024
Как всегда, для сбора данных Лаборатория разработала специальный инструмент – анкету, которая состоит из нескольких блоков аттитюдных вопросов на изучение разных мотиваций и увлечений подростков, а также того, как устроен их учебный день. Чтобы уверенно выходить в поле и уметь объяснять, что требуется сделать и зачем все это нужно, мы встречались с сотрудниками лаборатории. Мы детально обсуждали анкету, проигрывали ситуации, что делать если задаются каверзные вопросы от учеников, даже как держать дисциплину в классе.
В апреле-мае мы опрашивали учеников 8-10 классов в 10 школах города. Под руководством сотрудников СЛОНа, мы выезжали в школы небольшими командами от 4 до 10 человек, в зависимости от размера школы и количества классов, которые нужно охватить одновременно. Для нас, студентов, которые сами еще совсем недавно были учениками школ, это была возможность вернуться в школьные стены уже в роли исследователей. Нужно сказать, что это интереснейший опыт! Мы попросили участников полевых социологических работ поделиться впечатлениями.
«Приятно было вернуться в атмосферу школы, вспомнить свои школьные годы, но смотреть на учеников уже через призму исследователя - понаблюдать, как они общаются группками, как реагируют на анкеты»
– Семенова Екатерина, 2 курс
«Посещение школы всегда приносит с собой особые впечатления и ощущения, которые напоминают о прекрасных моментах школьной жизни. Наблюдая за повседневной жизнью разных школ во время проведения исследования, можно заметить множество деталей, которые раньше обходили внимание. Взаимодействие учителей с учениками, атмосфера в классах, звуки учебных звонков — все это создает уникальное впечатление. В каждой школе есть свои особенности: где-то царит атмосфера свободы, которая проявляется в радостном смехе учеников, активных играх и даже в том, что они сидят на полу, где-то ученики соблюдают строгую дисциплину, но при этом тоже проявляют открытость к общению и новым знаниям. В целом, посещение школы — это возможность погрузиться в уникальную атмосферу образования, проникнуться новыми впечатлениями и воспоминаниями о собственной школьной жизни.»
– Букина Арина, 3 курс
Каждый выход в поле чем-то запомнился студентам. Конечно, ведь работать с детьми всегда интересно!
«Больше всего понравилось взаимодействовать с ребятами, отвечать на их вопросы, наблюдать за ними в процессе заполнения анкеты. Все очень яркие личности.»
– Жихаревич Таисия, 2 курс
Несмотря на то, что большая часть студентов уже участвовала в полевой работе, многие все равно приобрели для себя новые знания и навыки, которые пригодятся не только в исследовательской деятельности.
«Я думаю, что у меня прокачалось умение ориентироваться сходу в ответах на неожиданные вопросы, да и просто готовность быстро среагировать не непредвиденную ситуацию.»
– Пробст Анна, 2 курс
«Я узнала как проводится фокус группа и больше это слово не вызывает во мне страха. Наверное еще внимательность (когда надо быстро перепроверить заполненность анкет) и терпимость :)»
– Толстокорая Дарья, 2 курс
Конечно, в полевой работе не без трудностей. Здесь нам, студентам, пришлось поставить себя на место школьных учителей и понять, насколько тяжело работать с большим классом шумных и непослушных учеников:
«Основная сложность - это включить режим "злой училки", чтобы добиться тишины в классе и успокоить детей. Справится помогло то, что я вспоминала общие фразы своих школьных учителей по типу "Ребята, прошу тишины, некоторые еще не закончили" и тд.»
– Толстокорая Дарья, 2 курс
«Дети очень часто переговаривались и обсуждали вопросы анкеты друг с другом, даже присутствие учителя в классе не регулировало это. Пришлось пересилить себя и надеть на себя роль учителя, чтобы контролировать процесс анкетирования. »
– Елисеева Елизавета, 3 курс
Несмотря на трудности, приятный моментов в полевой работе все-таки было больше. Воспоминания у всех, конечно, останутся разные, но вот впечатления от поля у всех одинаково положительные!
«Уникальный опыт! Мне нравится смотреть на школу другими глазами - глазами исследователя. Каждый день в поле приносит новые и интересные наблюдения.»
– Суетина Анна, 2 курс
«Всегда приятно ездить с коллегами в поле и разделять с ними этот опыт. Понравилось, что удалось посмотреть на разные школы, поработать с бумажными анкетами (нечасто мы это делаем), а также помочь исследованию 💗»
– Мартьянова Светлана, 2 курс
Нам удалось собрать почти 1300 анкет, и сейчас группа ребят занесла информацию из них в общую таблицу – базу данных. После чего мы проверили правильность внесенной информации. Мы проверили вбивку примерно 15 % анкет из всей базы. И надо отметить, что мы внимательные молодцы. Следующий этап — это проверка анкет на безответственное заполнение, – то есть насколько внимательно и честно ученики отвечали на наши вопросы, – и только после этого мы приступим к анализу. Это будут делать старшие коллеги СЛОНа, но они обещают рассказать нам как это делать, на что обращать внимание и какие статистические техники для этого существуют.
Мы стараемся поддерживать школы, с которыми мы работаем, рассказывать про наши исследования, чтобы для них участие в исследовательских проектах было осмысленным. Поэтому одним из практических результатов нашей работы будут аналитические отчеты для школ, чтобы они могли, основываясь на результатах опроса и отчетов, предпринимать действия по созданию более поддерживающей и мотивирующей образовательной среды для учеников.
И наконец, бонус для тех, кто дочитал до конца :)
Приятно получать такие отзывы на анкету.