• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: г. Санкт-Петербург, Седова ул., д. 55 корп. 2

Телефон: +7 (812) 644-59-11, доб. 61315

Руководство
Статья
Использование интернета и культурное потребление в странах Европы: сравнительный анализ

Корсунова В. И., Волченко О. В.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 106-129.

Глава в книге
A Picture is Worth 7.17 Words: Learning Categories from Examples and Definitions

Moskvichev A., Tikhonov R., Steyvers M.

In bk.: Proceedings of the 41th Annual Conference of the Cognitive Science Society. Cognitive Science Society, 2019. P. 2406-2412.

Препринт
Sensitivity of Goodness-of-Fit Indices to Lack of Measurement Invariance with Categorical Indicators and Many Groups

Sokolov B.

Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2019. No. 86.

ЦМИшники выступили на VII МНПК памяти А.О. Крыштановского «Методы и Процедуры Социологических Исследований»

Маргарита Кулева, Анастасия Саблина, Дмитрий Омельченко и Святослав Поляков представили свои доклады в секции «Социологическая режиссура: играть, снимать, показывать»

ЦМИшники выступили на VII МНПК памяти А.О. Крыштановского «Методы и Процедуры Социологических Исследований»

 

Конференция проходила 23-24 сентября в департаменте социологии московского кампуса Высшей Школы Экономики на Мясницкой улице. Целиком событие вызвало невероятный ажиотаж, огромное количество студентов, молодых и признанных ученых посетило мероприятие и активно включалось в работу секций. ЦМИ скромно готовился к традиционной аудитории в 15 человек, и каково же было наше восхищение, когда к нам в аудиторию, имеющую 40 посадочных мест, набилось около сотни заинтересованных слушателей. Некоторым приходилось стоять в дверном проеме, но все с интересом слушали доклады сотрудников ЦМИ, задавали вопросы, участвовали в дискуссии.

Первым докладчиком была Маргарита Кулева, ее презентация называлась: «Полет в «статусферу»: к методологии полевого исследования в мире искусства».

По словам автора, несмотря на разнообразие методов анализа и сбора данных, применяемых сегодня к миру искусства («art   world») – от включенного наблюдения до сетевого анализа, жанр методологической рефлексии, касающейся специфики этого поля, все еще не является достаточно освоенным. При этом, данное поле имеет несколько важных особенностей, фреймирующих не только работу самих творческих профессионалов, но и деятельность полевого исследователя: во-первых, изменчивость социально-профессионального статуса, важность его демонстрации и подтверждения; во-вторых, высокая степень неформальности этой сферы, связь профессиональной деятельности с досугом и стилем жизни. Данный доклад основан на опыте исследования творческих профессионалов в Петербурге, Москве и Лондоне, осуществлявшегося в 2011-2016 гг. В рамках доклада Маргарита уделила внимание трем типам методологических вопросов: а) тело, социальный капитал и культурные компетенции исследователя; б) язык исследователя и язык информанта: сопоставимость социологического и искусствоведческого знания; в) вопрос о диспозициях полях искусства и производстве «объективного» знания.

Анастасия Саблина выступила с докладом:  «Тело как «живой холст»: исследования практик телесных модификаций»


Стажер-исследователь Центра Молодежных Исследований рассказала, что телесные практики и телесный труд сложно артикулируются и вербализируются даже в контексте тех сообществ и культур, которые предполагают значительный фокус на теле и телесности. Такие методы исследования как интервьюирование и наблюдения хоть и дают возможность исследования телесных практик, но оставляют неисследованными сами практики телесного труда как отдельный феномен.

Использование дополнительных средств для создания более «открытого» пространства обсуждения и телесного труда оказывает влияние на частую «провокативность» подобных выступлений, что, в свою очередь, ведет к закрытости и ограничению аудитории. Наряду с интервьюированием и наблюдениями, Анастасия предлагает использовать видеоматериалы, сделанные как в процессе исследования, так и полученные от участников подобных проектов. Такая практика дает возможность более «объективного» и комплексного анализа без активного включения исследователя в производимый эмоциональный труд, а также анализа форм самопрезентаций подобных проектов.


Презентации Дмитрия Омельченко и Святослава Полякова были посвящены одному полю, но подходы в рассуждениях оказались разными. Оба научных сотрудника прибыли на конференцию прямиком из Махачкалы, где работали над съемками документального социологического фильма и проводили кейс-стади одной из молодежных компаний, в рамках проекта Российского Научного Фонда: «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов»

Дмитрий Омельченко рассказал о нюансах производства социологического исследовательского фильма, уделяя внимание преимущественно ценности и возможной выгоде от включения такого подхода в современную научную парадигму гуманитарных наук.

По словам Дмитрия, правильная репрезентация своей полевой работы может однозначно служить на благо как науке, так и самому ученому. В то время, как в ведущих университетах открываются департаменты визуальных исследований и репрезентаций, у нас в России, такой подход встречается конструктивистской критикой и вязнет в досужих разговорах о том, что же такое реальность и насколько она моделируется человеком нажимающим на кнопку «rec» и направляющим камеру. Автор доклада парировал, что современные теоретики зачастую боятся необходимых компетенций для прогрессивного взгляда на социальные исследования и уж тем более на сам социум. Именно интеграция современных доступных технических средств в повседневную работу социолога является главной задачей для популяризации науки, для правильной, неискаженной репрезентации произошедшего перед глазами полевика. Концептуализация должна выйти за рамки маленьких аудиторий, эволюционировать и стать доступной широкой аудитории.  

 

Святослав Поляков замыкал полуторачасовое выступление в нашей секции. Автор доклада рассказал о своем опыте проведения кейс-стади в Махачкале, научный сотрудник ЦМИ изучал уличных спортсменов или, иначе говоря, воркаутеров столицы Дагестана.

Святослав рассказал как о методах сбора информации: наблюдении, участии в групповых тренировках, глубинных интервью и ведении дневников, так и об, относительно, новом для себя опыте проведения исследования вместе с камерой. По мнению докладчика камера и человек с камерой вносили определенный резонанс в сцену, так, например, ребята начинали заметно активнее тренироваться, можно даже сказать – красоваться, когда чувствовали, что камера направлена на них. Поначалу стесняясь, через пару дней спортсмены уже сами подходили и просили поснимать их новые упражнения с просьбой переслать получившийся материал для размещения в социальных сетях.

Святослав в своем докладе представил первые рефлексии от проведенного исследования, рассказал о ритуалах, иерархии, собственно установленных правилах и самой специфике такого спорта как уличный воркаут.