Системы статусного символизма в академическом мире
Координатор проекта: Михаил Соколов
Системы символов академического статуса являются одной из основных составляющих всей институциональной организации современной науки. Ученые делятся на статусные группы, обладающие монополией на определенные позиции на рынке академического труда (монополия специалистов в данной дисциплинарной области, позиции, доступные только для фигур не ниже определенного ранга и т.д.) и предъявляющие легитимные в глазах коллег претензии на признание и внимание к их работе. Принадлежность к статусной группе определяется по обладанию символами, соответствующим данному положению – ученым степеням и званиям, показателям цитирования, публикациям в изданиях с определенной репутацией, “качеством” аффилиаций и мероприятий, в которых Х принимал участие, и так далее, и тому подобное.
Поддержание различающей способности символов академического статуса является одним из основных условий бесперебойного функционирования институтов науки. Приди они в негодность, для самих ученых станет в высшей степени проблематичным определить, кого слушать, читать, приглашать на конференции или пытаться залучить на работу. Еще сложнее эта задача будет для непричастных непосредственно к данной специальности – администраторов университетов, государственных чиновников, коллег с других факультетов, представителей широкой публики – которые полностью зависят от специалистов в принятие решения о научном потенциале того или иного индивида или учреждения.
В литературе по институциональной социологии науки высказано множество гипотез о том, как системы производства академического статуса влияют на поведение ученых – их продуктивность, избираемые ими стратегии карьерной мобильности, когнитивные стили их работы (самые заметные имена – A.Abbott, P.Bourdieu, M.Lamont, R.Whitley). Соображения такого рода неизбежно возникают в любом обсуждении эффективности всякой статусно-символической инновации (в России в последние годы – изменение политики присвоения степеней, ПРНД и т.д.) Большая часть таких гипотез, однако, основана на изучении случаев отдельных академических систем или даже отдельных элементов этих систем, и не включает систематических сравнений между ними. Одна из основных целей этого проекта – разработать более систематический подход к анализу статусного символизма в науке, который допускал бы сравнительное изучение, и реализовать его в сравнении пяти крупнейших национальных академических систем – Великобритании, Германии, России, США и Франции.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.