• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Книга
Russia-Africa for Peace, Security and Development

Абрамова И. О., Amuhaya C. Ayuma, Degterev D. A. et al.

M.: National Review, 2023.

Глава в книге
‘Crossing the river by touching the stones’: China's leadership strategy in Eurasia

Krivokhizh S., Soboleva E.

In bk.: Regional Leadership in Post-Soviet Eurasia: The Strategies of Russia, China, and the European Union. L.: Routledge, 2023. P. 61-84.

Поздравляем наших студенток 4-го курса Сабину Старикову и Полину Янченко с победой на Всероссийской Олимпиаде для студентов "Я - ПРОФЕССИОНАЛ" 2022-2023 учебного года по направлению «Востоковедение: китаеведение, корееведение, японоведение»!

Сабина Старикова, набрав 185 баллов, стала бронзовым медалистом Олимпиады по профилю «Китаеведение» в категории «Бакалавриат», а Полина Янченко с 181 баллом - победителем по тому же профилю и в той же категории.

Мы попросили Сабину и Полину ответить на несколько вопросов об их участии в Олимпиаде, полагая, что их опыт может быть полезен студентам младших курсов, которые в перспективе тоже захотят испытать свои силы в этом и других подобных ему конкурсах.

 

Когда, где и как проходила Олимпиада?

Полина: Олимпиада проходила в 3 этапа — отборочный тур, полуфинал и финал. Все задания можно было выполнить онлайн, что невероятно удобно, учитывая, что я нахожусь на стажировке в Китае. Очный формат по другому направлению не позволил мне принять участие в финале, хотя по баллам я туда тоже проходила.

Полина Янченко
Полина Янченко
Фото из личного архива П.Янченко

Сабина: Добавлю, что олимпиада по востоковедению делится на 3 модуля: китаеведение, корееведение и японоведение. Так, студенты разных языковых направлений могут испытать свои силы, попрактиковаться в решении олимпиадных заданий на восточном языке и, что немаловажно, выявить пробелы в знаниях. Последнее кажется мне наиболее значимым. Несмотря на то что отборочный этап, в отличие от полуфинала и финала, проходит без прокторинга, это ничуть не умаляет его сложности: зачастую ответы на вопросы требуют развитой языковой интуиции, а также обширных знаний в области культуры, экономики и политики изучаемого региона.

Сабина Старикова
Сабина Старикова
Фото из личного архива С.Стариковой

Почему вы решили принять участие в этой Олимпиаде?

Сабина: Об олимпиаде я узнала случайно, получив письмо на потоковую почту, и, будучи человеком интересующимся, решила принять в ней участие. У меня не было никаких ожиданий, поскольку основным мотивом было желание проявить себя, проверить применимость знаний, полученных за 4 года бакалавриата, и испытать удачу. Слукавлю, если скажу, что в момент регистрации меня не посещали коварные мысли о провале, однако еще в школьные годы я вывела для себя простую формулу: где страх, там и успех. Подобные мероприятия учат проще относиться к ошибкам, превращая их в бесценный опыт: не получилось сейчас — непременно «выстрелит» в будущем.

Полина: Для меня важно всеми возможными способами определять свой реальный уровень китайского языка, и это был один из таких способов. Кроме того, олимпиада от Яндекса — это еще и интересный вызов, так как в ходе этого конкурса проверяются не только языковые компетенции, но и знания по самым обширным областям: от истории и экономики страны до последних трендов в китайских социальных сетях и особенностей общения в деловой обстановке.

 

Насколько трудными вам показались олимпиадные задания?

Полина: Мне кажется, что задания были приемлемой сложности. Не элементарные, но и без заоблачных требований. Ответить на многие вопросы было не так сложно, потому что в свое время мы либо проходили это в ВШЭ, изучая различные аспекты жизни Китая в прошлом и настоящем, либо потому что преподаватели китайского на занятиях объясняли нам не только грамматику и лексику, но и культурные особенности, которые необходимо учитывать при общении на этом языке. Задание финала было сложным — на устное выступление давалось всего 3 минуты, а темы были довольно обширными, поэтому нужно было придумать, как за достаточно ограниченное время успеть раскрыть все важные аспекты темы.

Сабина: Соглашусь с Полиной. Многие вопросы отборочного этапа и полуфинала мы так или иначе разбирали в течение 4 лет на занятиях по китайскому языку. Тем не менее в некоторых заданиях требовалось продемонстрировать узкоспециализированные знания, получить которые можно лишь будучи «в теме». Иными словами, я советую регулярно просматривать страноведческие паблики в ВК и Telegram, обращать внимание на тренды в интернет-пространстве изучаемого региона и, конечно, общаться с носителями языка, чтобы из первых уст узнавать о том, что сейчас популярно и широко обсуждается среди жителей Поднебесной. Именно тренировка «насмотренности» позволит набрать на первых двух этапах максимальный балл. Финал также не показался мне трудным: из трех тем нужно было выбрать одну и подробно рассказать о ней членам экспертной комиссии. В отличие от полуфинала и отборочного этапа, здесь оценивались не только грамматические, но и фонетические навыки, а также умение выигрышно себя преподнести. Стресс и низкий уровень подготовки — основные факторы, которые могут негативно повлиять на исход устного выступления, поэтому нужно подойти к олимпиаде с холодной головой и заранее отрепетировать речь перед друзьями или родственниками, продумать вопросы, которые может задать жюри.

 

Была ли возможность оценить свои знания и навыки в сравнении с участниками из других вузов? Каковы Ваши ощущения и оценки?

Сабина: Во время финального выступления домашний интернет решил сыграть со мной злую шутку, постоянно зависая, поэтому у меня не было возможности вслушиваться в то, что рассказывали ребята. Благо технические неполадки были оперативно устранены, когда подошла моя очередь представлять мини-доклад. Войдя в азарт, я успешно выступила и с чувством выполненного долга отправилась отдыхать.

Полина: В финале была возможность послушать выступления других участников, однако баллы каждого — конфиденциальная информация, поэтому сложно определить какие-то объективные критерии для сравнения.

 

Будете ли вы участвовать в Олимпиаде в следующем году? С какого курса, с вашей точки зрения, студентам бакалавриата стоит пробовать свои силы в выполнении олимпиадных заданий?

Полина: В Олимпиаде я принимаю участие со 2 курса. Тогда моего уровня языка было недостаточно, я не прошла отборочный тур, но и цель участия у меня была иная — попробовать свои силы, посмотреть, что я уже могу. На 3 курсе не хватило 1 балла до следующего этапа, что было обидно, но в любом случае показало, что количество знаний увеличилось. В итоге на 4 курсе я получила статус победителя, то есть заняла 4 место. В следующем году обязательно буду участвовать снова, хочу побороться за более высокое место. Что касается совета другим студентам — участвуйте, и чем раньше начнете, тем лучше! Возможно, на 1 курсе еще не стоит (хотя, если учили язык до университета, то тоже можно попробовать), ведь и языковых, и общекультурных знаний еще мало и низкие баллы могут сильно расстроить. Однако уже начиная со 2-3 курса участие в таком конкурсе поможет, с одной стороны, проверить себя, а с другой — попробовать на практике применить имеющиеся знания.

Сабина: Я считаю, что в олимпиаде нужно начинать участвовать с 3 курса, поскольку при должных усилиях к этому времени лексико-грамматический багаж становится достаточным для решения большей половины заданий. Конечно, есть и те, кто изучал китайский до университета. В таком случае логичным будет прокладывать свой олимпиадный путь уже с 1 курса.

Полученные мной результаты неплохи, учитывая, что это мое первое участие в олимпиаде после 4 лет изучения китайского языка. Я с первой попытки стала бронзовым медалистом, набрав 185 баллов, не добрав до золота 2 балла. Меня это ничуть не расстраивает, наоборот, приятно осознавать, что, во-первых, я вошла в тройку лучших олимпиадников России, во-вторых, мне есть, к чему стремиться! Безусловно, я планирую принять участие в следующем сезоне олимпиады «Я – профессионал» и покорить новые вершины, возможно, не только востоковедные.