• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Трансформация образа женщины в южнокорейской литературе (конец 1990-х-2000-е гг.)

Ли С. Ю.

Т. 2: Сборник материалов VIII международной научной конференции. Ч. 5: Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее. Издательство СПбГУ, 2018.

Глава в книге
ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В КИТАЙСКОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Дондоков Д. Д.

В кн.: ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. С. 266-267.

Состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма»

15 мая в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма», организованный Департаментом востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Центром азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ. Данное мероприятие прошло в рамках конференции «Образование и мировые города: перспективы БРИКС», в которой приняли участие ведущие иностранные и отечественные эксперты в области образования.

Департамент востоковедения и африканистики

Участники круглого стола обсудили особенности и проблемы развития образования в многонациональных государствах на примерах стран группы БРИКС. Модерировал дискуссию руководитель Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, директор Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ, профессор Е.И. Зеленев. В качестве докладчиков на круглом столе выступили приглашенные гости и сотрудники НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург: действительный член РАН, профессор А.Б. Давидсон, действительный член РАН, профессор В.С. Мясников, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН Н.Н. Смирнов, преподаватель Департамента международных отношений Университета Мальты Арсалан Алшинави,  профессор Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики Н.А. Беркович,  старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург В.В. Баранова, ведущие научные сотрудники Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ Н.В. Григорьева и М.А. Солощева, соискатель степени PhD, Свободный университет Берлина Е.Д. Соболева.

Были сделаны доклады об истории развития Пекинского университета иностранных языков и положении расовых и этнических меньшинств ЮАР в сфере образования. Слушателям были представлены результаты социологического исследования, посвященного проблемам обучения детей-мигрантов в школах Санкт-Петербурга.  

Особое внимание участников и слушателей круглого стола привлекли выступления сотрудников Центра азиатских и африканских исследований и Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ СПб. Модератор дискуссии Е.И. Зеленев выступил с сообщением о концепциях исламского образования в мусульманских общинах стран БРИКС.

Из доклада Н.В. Григорьевой слушатели узнали о проблемах формирования национальной идентичности в условиях этнического и культурного плюрализма в КНР и Вьетнаме. В этих странах модели национальной идентичности строятся на идее имманентного единства народов, проживающих на территории каждой из стран. Во Вьетнаме идея единства, и даже родства, всех народов страны, транслируется через переосмысленные сюжеты этногенетического мифа вьетов: все народы, населяющие территорию Вьетнама, в современной интерпретации мифа мыслятся детьми, рожденными от общих предков. В образовательных технологиях, применяемых в двух странах, широко используются обращения к древности, когда, по мнению современных идеологов, и были сформированы основы китайской и вьетнамской национальной идентичности.

Об особенностях политики КНР в области высшего образования этнических меньшинств рассказала Е.Д. Соболева. С 1978 правительству КНР удалось значительно повысить реальное и пропорциональное число представителей этнических меньшинств среди студентов ВУЗов с помощью целого ряда преференциальных мер. Несмотря на успехи, неравенство в образовательных возможностях сохраняется; проблемами также являются качество образования, успеваемость студентов и уровень полученных знаний.

М.А. Солощева продолжила тему образования в КНР, рассмотрев высшие учебные заведения в Тибетском автономном районе. Мария осветила важность обеспечения высшего образования на двух языках: китайском языке, который является государственным, и языке этнического меньшинства – тибетском. Доклад отразил общие проблемы характерные для билингвизма в высшем образовании в Китае, такие как низкий уровень мотивации среди студентов, высокий уровень сложности, нехватка квалифицированных кадров и отсутствие учебников на региональных языках.

После выступления докладчиков состоялась дискуссия о существующем противоречии между потребностями модернизации и интеграции этнических групп в рамках одного государства и правом этнических меньшинств на сохранение собственных языка и культуры. Профессор Н.А. Беркович задал несколько ключевых вопросов, посвященных формированию национальной идеи и национальной интеллигенции. Профессор Н.Н. Смирнов акцентировал внимание на проблемах мигрантов в России и вопросах изучения русского языка.  Участники дискуссии пришли к выводу о необходимости обмена опытом между странами группы БРИКС по вопросам образования для этнических меньшинств.

Тема круглого стола коррелировалась с исследовательским проектом Центра азиатских и африканских исследований «"Меньшинство" vs. "Большинство" в историческом и культурном континууме Азии и Африки». По итогам круглого стола планируется подготовить ряд публикаций об истории, современном положении, целях и задачах систем образования в контексте этнокультурного плюрализма.