• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Корейская литература в России/СССР/РФ. Окончание.

Ли С. Ю.

Азия и Африка сегодня. 2019. № 4. С. 74-79.

Глава в книге
К этимологии названия блюда няня в свете ирано-финно-угорских контактов и древний способ приготовления аналогичных блюд

Амбарцумян А. А.

В кн.: XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: К 150-летию академика В. В. Бартольда (1869-1930). Т. 1. СПб.: Студия НП-Принт, 2019. С. 171-172.

Препринт
Symbolic Representations of ‘Sovereignty’ in Modern Political Discourse (Comparative Analysis of Contemporary Discourse From France, USA, Russia, and China)

Krivokhizh S., Akopov S.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 65/PS/2019 .

Состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма»

15 мая в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма», организованный Департаментом востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Центром азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ. Данное мероприятие прошло в рамках конференции «Образование и мировые города: перспективы БРИКС», в которой приняли участие ведущие иностранные и отечественные эксперты в области образования.

Состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма»

Департамент востоковедения и африканистики

Участники круглого стола обсудили особенности и проблемы развития образования в многонациональных государствах на примерах стран группы БРИКС. Модерировал дискуссию руководитель Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, директор Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ, профессор Е.И. Зеленев. В качестве докладчиков на круглом столе выступили приглашенные гости и сотрудники НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург: действительный член РАН, профессор А.Б. Давидсон, действительный член РАН, профессор В.С. Мясников, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН Н.Н. Смирнов, преподаватель Департамента международных отношений Университета Мальты Арсалан Алшинави,  профессор Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики Н.А. Беркович,  старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург В.В. Баранова, ведущие научные сотрудники Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ Н.В. Григорьева и М.А. Солощева, соискатель степени PhD, Свободный университет Берлина Е.Д. Соболева.

Были сделаны доклады об истории развития Пекинского университета иностранных языков и положении расовых и этнических меньшинств ЮАР в сфере образования. Слушателям были представлены результаты социологического исследования, посвященного проблемам обучения детей-мигрантов в школах Санкт-Петербурга.  

Особое внимание участников и слушателей круглого стола привлекли выступления сотрудников Центра азиатских и африканских исследований и Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ СПб. Модератор дискуссии Е.И. Зеленев выступил с сообщением о концепциях исламского образования в мусульманских общинах стран БРИКС.

Из доклада Н.В. Григорьевой слушатели узнали о проблемах формирования национальной идентичности в условиях этнического и культурного плюрализма в КНР и Вьетнаме. В этих странах модели национальной идентичности строятся на идее имманентного единства народов, проживающих на территории каждой из стран. Во Вьетнаме идея единства, и даже родства, всех народов страны, транслируется через переосмысленные сюжеты этногенетического мифа вьетов: все народы, населяющие территорию Вьетнама, в современной интерпретации мифа мыслятся детьми, рожденными от общих предков. В образовательных технологиях, применяемых в двух странах, широко используются обращения к древности, когда, по мнению современных идеологов, и были сформированы основы китайской и вьетнамской национальной идентичности.

Об особенностях политики КНР в области высшего образования этнических меньшинств рассказала Е.Д. Соболева. С 1978 правительству КНР удалось значительно повысить реальное и пропорциональное число представителей этнических меньшинств среди студентов ВУЗов с помощью целого ряда преференциальных мер. Несмотря на успехи, неравенство в образовательных возможностях сохраняется; проблемами также являются качество образования, успеваемость студентов и уровень полученных знаний.

М.А. Солощева продолжила тему образования в КНР, рассмотрев высшие учебные заведения в Тибетском автономном районе. Мария осветила важность обеспечения высшего образования на двух языках: китайском языке, который является государственным, и языке этнического меньшинства – тибетском. Доклад отразил общие проблемы характерные для билингвизма в высшем образовании в Китае, такие как низкий уровень мотивации среди студентов, высокий уровень сложности, нехватка квалифицированных кадров и отсутствие учебников на региональных языках.

После выступления докладчиков состоялась дискуссия о существующем противоречии между потребностями модернизации и интеграции этнических групп в рамках одного государства и правом этнических меньшинств на сохранение собственных языка и культуры. Профессор Н.А. Беркович задал несколько ключевых вопросов, посвященных формированию национальной идеи и национальной интеллигенции. Профессор Н.Н. Смирнов акцентировал внимание на проблемах мигрантов в России и вопросах изучения русского языка.  Участники дискуссии пришли к выводу о необходимости обмена опытом между странами группы БРИКС по вопросам образования для этнических меньшинств.

Тема круглого стола коррелировалась с исследовательским проектом Центра азиатских и африканских исследований «"Меньшинство" vs. "Большинство" в историческом и культурном континууме Азии и Африки». По итогам круглого стола планируется подготовить ряд публикаций об истории, современном положении, целях и задачах систем образования в контексте этнокультурного плюрализма.