• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Фрейм-анализ в исследованиях публикаций СМИ

Фрейм-анализ в исследованиях публикаций СМИ

4 ноября 2021 состоялся одиннадцатый семинар научно-учебной группы "Медиа и политика в странах Востока". На данном семинаре участники НУГ обсуждали теорию фреймов, разные подходы к фрейм-анализу и опыт применения данной концепции в исследованиях участников научно-учебной группы. Дискуссия была построена вокруг теоретической статьи Роберта Энтмана (1993), в которой он систематизировал основные положения критического подхода к фрейм-анализу, и четырех исследовательских работ, где такой метод применялся для анализа эмпирического материала.

В первую очередь члены НУГ обсудили определение понятия фрейма в медиа исследованиях, четыре основные функции фреймов (определение проблемы, диагностика ее причины, оценивание эффектов и рекомендации к решению проблемы), признаки и элементы фрейминга в медиа текстах. Много внимания было посвящено разбору типологии фреймов, например, разнице между использованием конкретно-проблемных (issue-specific) и родовых (generic) фреймов, и подходам к выделению фреймов в собственных исследованиях.

Важной частью семинара был обмен опытом проведения собственных исследований с использованием фрейм-анализа. Участники определили несколько важных подготовительных шагов для фрейм-анализа такие как, например, (1) изучение общей информации и литературы по выбранной теме с целью выявить потенциально спорные вопросы, которые могут получать разную интерпретацию или умалчиваться; (2) оценка характеристик изучаемых СМИ, например, идеологической направленности, чтобы построить предположения насчет особенностей интерпретации интересующего феномена; (3) знакомство с результатами фрейм-анализа в исследованиях по смежным темам, что помогло бы составить список фреймов дедуктивно; и др. Участники отметили ценность работы Hertog, J. K., & McLeod, в которой можно найти советы по организации собственного исследования с использованием фрейм-анализа (Hertog, J. K., & McLeod, D. M. (2001). A multiperspective approach to framing analysis: A field guide. In S. Reese, O. Gandy, & A. Grant (Eds.), Framing public life: Perspectives on media and our understanding of the social world (pp. 139–161). Mahwah, NJ: Erlbaum).