• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

"Большинство" и "Меньшинство" в контексте традиционной культуры

27 июня состоялась российско-вьетнамская научная конференция "Большинство" и "Меньшинство" в контексте традиционной культуры». 


27 июня состоялась российско-вьетнамская научная конференция «Большинство" и "Меньшинство" в контексте традиционной культуры». Конференция проводилась в рамках междисциплинарного исследовательского проекта "“Меньшинство” vs “Большинство” в историческом и культурном континууме Азии и Африки" и была организована Центром азиатских и африканских исследований совместно с Государственным Институтом Культуры и Искусств Вьетнама (Vietnam Institute of Culture and Arts Studies VICAS).

Конференция была приурочена к проведению дней вьетнамской культуры в Российской Федерации и, в основном, посвящена рассмотрению проблем сохранения редких, требующих охранных мер, форм культуры во Вьетнаме и других странах Азии и Африки.

На конференции были представлены доклады как востоковедов, так и представителей других отраслей знаний, в частности, психолога Натальи Волковой о социально-психологических особенностях внедрения организационных изменений в неевропейской среде, математика Елены Кудряшовой о связи теории математической устойчивости и теории эволюции физических и биосоциальных систем.

Большой интерес со стороны участников и гостей конференции вызвали доклады профессора ИСАА при МГУ Марины Рейснер об исмаилитском меньшинстве в религиозной и литературной жизни средневекового Ирана, директора Государственного Института Культуры и Искусств Вьетнама профессора Нгуен Ти Бена о культурном пространстве гонговой музыки плато Тэй Нгуен, доцента Ле Тхи Хоай Фыонг о некоторых формах традиционного вьетнамского исполнительского искусства, признанных ЮНЕСКО в качестве нематериального культурного наследия, заместителя директора Государственного Института Культуры и Искусств Вьетнама Ты Тхи Лоан о лубочных ксилографиях Донгхо. Краткая информация об этих докладах и дискуссиях, развернувших вокруг них, представлена ниже:

Влияние шиитской модели религиозного сознания М.Л.Рейснер продемонстрировала на примере деятельности выдающегося проповедника и поэта XI в. Насир-и Хусрава Кубадийани, чья деятельность привела к обращению в исмаилизм всего населения Памира. Вплоть до настоящего времени исмаилиты Памира почитают Насир-и Хусрава (под именем Шо-Насир) практически как пророка, его стихи исполняются в рамках религиозных ритуалов (свадебных, погребальных и др.) и воспринимаются как священные тексты. При этом религиозное окружение исмаилитов Памира до сих пор остается по преимуществу суннитским.

Сообщение М.Л.Рейснер было созвучным заочному докладу А.К.Алексеева, ведущего научного сотрудника Центра, который в день проведения конференции находился в Иракском Курдистане (тема доклада А.К.Алексеева – «Большинство и меньшинство» в системе этно-конфессиональных отношений в Ираке и Иране»).

Ле Тхи Хоай Фыонг рассказала, что сохранение и развитие вьетнамского традиционного исполнительского искусства представляет собой проблему, несмотря на то, что некоторые жанры исполнительского искусства уже включены ЮНЕСКО в список мирового нематериального культурного наследия, и ведется работа по включению в этот список ещё нескольких жанров. В частности, повышенный интерес к народным песням в форме лирических диалогов приводит к тому, что участников песенных диалогов становится слишком много, что искажает традицию.

Из доклада Ты Тхи Лоан собравшиеся узнали, что древнее ремесло по изготовлению народных картинок Донгхо в настоящее время поддерживается во Вьетнаме всего лишь членами 2 семей из северовьетнамской деревни c одноименном названием. Картинки представляют собой раскрашенные натуральными красками оттиски с резных досок, отпечатанные на бумаге, изготовленной из алойного дерева. Угроза утраты традиции связана с тем, что в современных условиях для жителей деревни Донгхо древнее ремесло перестало быть рентабельным из-за сокращения спроса на продукцию, и большинство переключилось на изготовление изделий из бумаги, используемых при отправлении культа предков. Исследователи и представители государственной власти Вьетнама видят решение проблемы сохранения традиций лубка Донгхо в распространении информации об этом древнем ремесле через художественные выставки, видеосюжеты, распространение печатной продукции, что, на их взгляд, могло бы стимулировать интерес к народным картинкам и, соответственно, увеличить потребительский спрос на них.

Нгуен Ти Бен рассказал о трудностях сохранения традиций гонговой музыки народов горного плато Тэйнгуен в Центральном и Южном Вьетнаме. Проблемы, связанные с утратой этой музыкальной традиции, кажутся весьма «экзотическими» для нашего глобализирующегося мира, ориентированного на передовые технологии и тотальную информатизацию, однако они весьма значимы для носителей традиционной культуры. Для горцев каждый гонг – это обиталище какого-либо духа, и поэтому гонг, сам по себе, является предметом сакральным, связанным со сферой традиционных верований и традиционным укладом жизни. Слом основ традиционного хозяйства и изменения, происходящие в социальной жизни горцев, ведут к тому, что ритуальное значение гонговой музыки перестает быть значимым, в результате чего разрушается исконная традиция, связанная с этой музыкой и культурным пространством вокруг нее.

Проблема сохранения культуры гонговой музыки народов плато Тэйнгуен представляется гораздо более сложной по сравнению с проблемой сохранения ремесла по изготовлению лубков Донгхо. Сохранение гонговой музыки требует поддержания традиционного уклада жизни носителей этой культуры, что весьма сложно обеспечить в современных условиях в стремительно развивающемся Вьетнаме. Искусственное же стимулирование интереса к этой музыке (со стороны туристов, в первую очередь) может иметь негативное влияние и привести к искажению сути традиции.

При обсуждении доклада о пространстве гонговой музыки прозвучал вопрос к докладчику: «Каков средний размер гонга и как определяется его цена?». Ответ в полной мере отражал специфику традиционной культуры горцев плато Тэйнгуен: «Во Вьетнаме гонги редко превышают в диаметре 1,20-1,40 м. Однако в других странах встречаются и более значительные по размеру. Например, в одной из пагод Таиланда, представлен гонг, который имеет в диаметре более 2-х метров. Цена гонга совершенно не зависит от размера – все дело в его сакральной силе, силе того духа, который обитает в нем. Даже небольшие по размеру и достаточно просто обработанные гонги бывают очень дорогими – эквивалентом их продажной цены может быть стоимость 3-4 буйволов».

Познакомиться с содержанием других представленных докладов можно будет из подготовленного по материалам конференции сборника, который в настоящее время готовится к печати.

Подготовили Нина Григорьева и Екатерина Старикова