• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТ «ОТ СТАРТАПА ДО ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПАНИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ»

Проект «От стартапа до глобальной инновационной компании: формирование источников конкурентных преимуществ российских предпринимательских фирм» (№ 19-18-0008-П)

Отчет за 1 этап реализации продленного проекта (2022 год)

В рамках реализации первого этапа продленного проекта, направленного на раскрытие концептуальных и методологических основ исследования формирования и развития источников конкурентных преимуществ предпринимательских фирм в России в условиях кризиса и глобальных изменений бизнес-среды, исследовательской командой были выделены два ключевых направления исследований: (1) стратегические ответы на кризис как способ адаптации и поддержания конкурентных преимуществ предпринимательскими фирмами; и (2) инновации в бизнес-моделях и их роль в развитии источников конкурентных преимуществ фирмы. По данным направлениям был проведен всесторонний анализ литературы, разработаны теоретические модели и проведена их эмпирическая проверка.

В рамках первого направления исследования были проанализированы существующие типологии и классификации стратегических ответов на кризис компаниями, сталкивающимися с неожиданными и разрушительными событиями, угрожающими компании или заинтересованным сторонам. В частности, представлены новые сведения о том, как компаниям различного происхождения, размеров и из разных стран пришлось разработать новый курс действий с учетом событий, связанных с пандемией COVID-19, и какие новые классификации были предложены, чтобы обеспечить высокую устойчивость и адаптацию компаний. Была разработана методология исследования о связи временной ориентации руководителя фирмы и выбором стратегического ответа на условия неопределенности внешней среды с учетом эффекта ограничений различного рода, которые накладывались на определенные отрасли во время пандемии коронавируса. На основе проведенного анализа было выявлено, что: (1) для организаций, которые придерживаются ориентации на будущее, характерно выбирать либо каузацию, либо эффектуацию в качестве стратегического ответа на кризис в зависимости от типа отрасли; (2) руководители, имеющие фокус на события прошлого, с большей вероятностью выберут эффектуацию в качестве стратегического ответа на кризис, демонстрируя нежелание изменять текущие бизнес-процессы и пессимизм по отношению к текущей ситуации в окружающей среде; (3) фокус генерального директора на настоящем оказывает неоднозначное влияние на выбор стратегического ответа на кризис: генеральные директора в равной степени выбирают каузацию и эффектуацию и склонны колебаться от одного стратегического ответа к другому.

Сделанные выводы легли в основу рукописи статьи Kozachenko E., Shirokova G., Bodolica V. «Antecedents of Effectuation and Causation in a Crisis Environment: The Role of CEO Temporal Focus», которая планируется к подаче в журнал Journal of Small Business Management, входящий в первый квартиль Q1 по импакт-фактору SJR (2021), в январе 2023 года. Также результаты исследования были представлены в докладе Kozachenko E., Shirokova G. «Antecedents of Effectuation and Causation in Crisis Environment: The Role of CEO Temporal Focus», представленном на 2-ой международной конференции по предпринимательской мотивации (II International Conference on Entrepreneurship Motivation (ICEM 2022), проходиышей 18-19 октября 2022 в г. Валенсия, Испания.

В рамках второго направления исследования были проанализированы существующие подходы к определению понятия инноваций в бизнес-моделях, применяемые теоретические основы, антецеденты инноваций в бизнес-моделях и роль кризисного контекста.

Работа в рамках второго направления исследования позволила разработать теоретическую модель и методологию связи между симптомами СДВГ генеральных директоров и развитием инноваций в бизнес-моделях в малых и средних предприятиях. В результате проведенного анализа было выявлено, прямого эффекта между симптомами гиперактивности/импульсивности генеральных директоров и инновациями в бизнес-моделях не наблюдается. Однако, взаимосвязь между симптомами СДВГ генеральных директоров и развитием инноваций в бизнес-моделях в малых и средних предприятиях зависит от воспринимаемого уровня общей неопределенности и срока пребывания на посту генерального директора. Восприятие повышенного уровня неопределенности руководителями склонными к симптомам СДВГ положительно влияет на развитие инноваций в бизнес-моделях, побуждая к экспериментам и изменениям. Помимо этого, с увеличением опыта генеральные директора меняют личное поведение за счет установления контроля над личностными реакциями, обусловленными склонностью к симптомам СДВГ, что ведет к положительному влиянию на развитие и инициацию инноваций в бизнес-моделях.

Результаты эмпирической проверки исследовательских гипотез нашли отражение в рукописи статьи Artamoshina P., Shirokova G., Osiyevskyy O., Bodolica V. «ADHD symptoms of CEOs and business model innovation in the SME context», находящейся на доработке после первого раунда рецензирования в международном журнале Technovation, который входит в первый квартиль Q1 по импакт-фактору SJR (2021).

Всего в течение первого этапа реализации продленного проекта три статьи были опубликованы/приняты к публикации в высокорейтинговых научных реферируемых журналах, индексируемых в базах Scopus или Web of Science и входящих в первый квартиль Q1:

1) Статья Shirokova G., Selivanovskikh L., Morris M.H., Bordunos A. (2022). Unravelling the Relationship between Dark Triad Traits and Effectuation and Causation within SMEs. British Journal of Management, https://doi.org/10.1111/1467-8551.12646. (импакт-фактор CiteScore 8.9 (2021), импакт-фактор SJR 2.05 (2021))

2) Статья Karpinskaia, E. (2022). Make me act rapidly: Identity perspective to the dynamics of start-up creation process. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies, https://doi.org/10.1108/JEEE-11-2021-0450. (импакт-фактор CiteScore 4.6 (2021), импакт-фактор SJR 0.58 (2021))

3) Статья Shirokova, G., Beliaeva, T., Manolova, T. S. (2022). The Role of Context for Theory Development: Evidence From Entrepreneurship Research on RussiaEntrepreneurship Theory and Practice, https://doi.org/10.1177/10422587221138226 (импакт-фактор CiteScore 13.7 (2021), импакт-фактор SJR 3.35 (2021))

Участниками проекта было представлено восемь научных докладов с целью обсуждения промежуточных результатов исследования на четырёх ведущих международных конференциях:

1) Научный доклад Alushkin L., Karpinskaia E., Shirokova G., Bodolica V. «Strategic Responses of SMEs to Crisis Environment: The Role of Organizational Identity» был представлен на международной конференции Академии менеджмента (The 82nd Academy of Management Annual Meeting 2022, https://2022.aom.org/), 4-10 августа 2022 г., г. Сиэттл, США и онлайн формат.

2) Научный доклад: Shirokova G., Galieva N., White J., Marino L. «How the CEO dark personality can change the effect of entrepreneurial behavior in SME?» был представлен на 26-ой международной конференции по предпринимательству McGill (The 26th McGill International Entrepreneurship Conference, https://conferences.uaeu.ac.ae/miec2020/en/index.shtml), 4-6 октября 2022, г. Эль-Айн, ОАЭ;

3) Научный доклад:  Galieva N., Shirokova G., Doctorova D., White J. «Narcissistic Workaholic and Family Support: Evidence from Global Study» был представлен на 26-ой международной конференции по предпринимательству McGill (The 26th McGill International Entrepreneurship Conference, https://conferences.uaeu.ac.ae/miec2020/en/index.shtml), 4-6 октября 2022, г. Эль-Айн, ОАЭ;

4) Научный доклад: Artamoshina P., Shirokova G., Bodolica V. «Business Model Innovations in Time of Crisis: The Role of CEO’s Values» был представлен на 26-ой международной конференции по предпринимательству McGill (The 26th McGill International Entrepreneurship Conference, https://conferences.uaeu.ac.ae/miec2020/en/index.shtml), 4-6 октября 2022, г. Эль-Айн, ОАЭ;

5) Научный доклад: Karpinskaia E., Shirokova G., Bodolica V. «Founder Social Identity and Venture Performance: The Role of National Culture» был представлен на 26-ой международной конференции по предпринимательству McGill (The 26th McGill International Entrepreneurship Conference, https://conferences.uaeu.ac.ae/miec2020/en/index.shtml), 4-6 октября 2022, г. Эль-Айн, ОАЭ.

6) Научный доклад: Shirokova G., Galieva N. «Narcissism, Workaholism, Family Support and New Venture Performance: Moderated Mediation Model» был представлен на 38-ой ежегодной конференции Евро-Азиатской ассоциации исследований по менеджменту (The 38th Euro-Asia Management Studies Association's (EAMSA) annual conference, https://sites.google.com/view/eamsa2022tokyo), 28-30 октября 2022, г. Токио, Япония.

7) Научный доклад: Karpinskaia E., Shirokova G., Bodolica V. «The Impact of University Sustainability Agenda on the Development of Founder Identity in Different National Cultures» был представлен на 38-ой ежегодной конференции Евро-Азиатской ассоциации исследований по менеджменту (The 38th Euro-Asia Management Studies Association's (EAMSA) annual conference, https://sites.google.com/view/eamsa2022tokyo), 28-30 октября 2022, г. Токио, Япония.

8) Научный доклад Kozachenko E., Shirokova G. «Antecedents of Effectuation and Causation in Crisis Environment: The Role of CEO Temporal Focus» был представлен на 2-ой международной конференция по предпринимательской мотивации (II International Conference on Entrepreneurship Motivation (ICEM 2022), https://www.resocem.com/icem-conference), 18-19 октября 2022, г. Валенсия, Испания.

 

Результаты реализации проекта за 2019-2021 гг.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.