• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадочников: экономическим вузам нужно сотрудничать с техническими

РИА Новости. 13 сентября 2013

Результаты мониторинга качества бюджетного приема в государственные вузы, подготовленного НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты и Минобрнауки России, в интервью РИА Новости прокомментировал директор Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ Сергей Кадочников.

Результаты мониторинга качества бюджетного приема в государственные вузы, подготовленного НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты и Минобрнауки России, в интервью РИА Новости прокомментировал директор Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ Сергей Кадочников.

Сергей Кадочников. Архивное фото

Очередной мониторинг качества бюджетного приема в государственные вузы, подготовленный НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты и Минобрнауки России, показал, что у обладателей высоких баллов ЕГЭ по-прежнему популярны социально-экономические направления. При этом для абитуриентов особенно важен бренд вуза. Результаты мониторинга в интервью РИА Новости прокомментировал директор Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ Сергей Кадочников.

— Сергей Михайлович, результаты мониторинга показывают, что спрос на социально-экономическое образование по-прежнему очень высок, однако на августовском заседании правительства министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в очередной раз повторял, что в регионах нужны не экономисты, юристы и менеджеры, а инженеры и технологи. Как с учетом этого социально-экономическим вузам выстраивать свою стратегию?
— Я считаю, что экономические вузы должны обратить внимание на сферу технологического развития и уже сейчас начинать активнее сотрудничать с техническими вузами.
Хорошие экономисты будут нужны всегда. И хороший экономист должен понимать современные тенденции экономического развития, которые тесно переплетены с закономерностями развития современных технологий, в том числе и в сфере ИТ. Это совсем не значит, что наши экономисты должны слушать годовые курсы "сопромата" и в деталях разбираться, например, в специфике литейного производства. Но экономист должны понимать, каковы наиболее перспективные современные технологии, каковы основные результаты недавних проектов технологического форсайта. Как сделать так, чтобы будущие экономисты это понимали? Очень непростая задача, и возможны разные решения.
Например, в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ мы задумали приглашать читать лекции ведущих специалистов технического профиля — главных конструкторов, руководителей из сферы информационных технологий. Они будут рассказывать студентам о тенденциях развития технологии в различных промышленных отраслях, пусть даже кому-то это пригодится просто для общей эрудиции. В будущем мы планируем больше сотрудничать с передовыми промышленными компаниями и техническими вузами Санкт-Петербурга.

— Какие формы сотрудничества возможны?
— До недавнего времени я возглавлял Высшую школу экономики и менеджмента Уральского федерального университета, и там был успешный опыт такого сотрудничества. Школа участвовала в реализации совместных образовательных программ с Уральской горно-металлургической компанией (УГМК). Это были программы дополнительного образования, бизнес-образования, рассчитанные на руководителей производства. Думаю, этот опыт можно использовать и здесь. В Санкт-Петербурге много успешных компаний в области информационных технологий, энергетического машиностроения и приборостроения. Нужно с ними сотрудничать. Пока, правда, проще представить себе такое сотрудничество в области коротких программ бизнес-образования, а не бакалавриата… Но со временем, я думаю, ситуация изменится.
Не случайно в последние годы были успешные проекты по объединению технических вузов с классическими университетами – так создавался Уральский федеральный университет, да и в состав Высшей школы экономики недавно вошел Московский институт электроники и математики. Сотрудничество между преподавателями гуманитарных и технических дисциплин в одном вузе дает интересные междисциплинарные проекты, это перспектива дальнейшего развития. 

— Как вы оцениваете результаты приемной кампании 2013 года в Санкт-Петербургском кампусе НИУ ВШЭ?
— Результаты очень хорошие – Санкт-Петербургский кампус Вышки вошел в топ-10 социально-экономических университетов России, как и Нижегородский кампус. Мы улучшили свои показатели по сравнению с прошлым годом — с 79,7 до 83,4 балла, хотя прием бакалавров вырос ровно в два раза – до 750 человек.
Анализ итогов приемной кампании показывает, что Санкт-Петербургский кампус начал всерьез рассматриваться абитуриентами как отдельная опция, а не как придаток московской Вышки, когда если не хочется переезжать в Москву или понятно, что немного не тянешь, — идешь к нам. Мы конкурируем с профильными факультетами Санкт-Петербургского государственного университета.

— Санкт-Петербургский кампус не принято называть филиалом – это слово и в профессиональном сообществе, и у абитуриентов имеет негативную коннотацию. Почему в верхних строчках в ЕГЭ-мониторинге филиалов вузов практически нет? 
— Кампусы Высшей школы экономики – это особый случай. В Вышке создана особая модель отношений между центральным вузом и его региональными кампусами, которая позволяет им развиваться самостоятельно, а не быть в той или иной степени ухудшенной копией головного вуза.
Другая особенность политики университета по развитию кампусов заключается в том, что каждый кампус концентрирует свои усилия на определенном ключевом направлении деятельности. Например, Санкт-Петербургский кампус постепенно превращается в центр международного сотрудничества, у нас растет число международных проектов, мы идем по пути открытия англоязычных академических программ, в том числе программ «двух дипломов» с ведущими зарубежными университетами.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости


РИА Новости http://ria.ru/society/20130913/963035254.html#ixzz2f2XEEOoO