• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

СУДЬБА ПРОФЕССИЙ

Мой район. 28 июня 2013

Автор: ТАТЬЯНА МОРОЗОВА
Образование: Студентам укажут направление
Министерство образования и науки РФ намерено сократить список профессий, которые можно получить в российских вузах.

Из более чем 500 специальностей останется около 100 так называемых "направлений". Зачем это нужно и что за собой влечет, "МР" узнал у профессора Натальи Заиченко, заведующей кафедрой институциональной экономики СПб НИУ Высшая школа экономики.
- Какие цели преследует это решение?
- Речь идет об изменении подхода к описанию компетенций выпускников вузов. Они будут описаны теперь не в рамках специальностей, а шире - по направлениям подготовки.
В 2011 году ЮНЕСКО была пересмотрена Международная стандартная классификация образования.
И это, вероятно, послужило сигналом к тому, чтобы привести в соответствие ему общероссийский классификатор специальностей по образованию. Другой причиной этой реформации, вероятно, является конфликт последнего десятилетия, развивающийся между стандартами образовательными и стандартами профессиональными.
Они должны быть сопряжены друг с другом.
- Какие специализации будут сокращены или объединены?
- Предполагалось, что к декабрю 2013 года перечень будет готов. Если процедура будет проходить по закону, то в ближайшее время на сайте Минобрнауки должен появиться проектный документ (перечень направлений) для обсуждения его общественностью.
Можно ожидать изменений по направлениям для отраслей с инновационной
"судьбой": в фармацевтике, энергетике, экологии, ракето- и машиностроении.
Относительно социально экономического направления: экономика, социология, юриспруденция, политология - без разбивок на "бухгалтера", "финансиста", "логиста".
- Как это может коснуться деятельности вузов?
- Для профессорско-преподавательского состава это две беды. Первая - дополни-
тельная нагрузка в части разработки новых учебных программ.
Вторая - укрупнение учебных планов может привести к сокращению преподавательского состава.
Изменения могут коснуться и студентов. Если субсидия в рамках государственного задания будет выделяться только на подготовку по направлению (то, что и будет заявлено в классификаторе) и не будет включать финансирование на подготовку по специализации, то студенты не смогут в рамках бюджетной подготовки получать специализацию. Возможно, специализацию будут заказывать работодатели и оплачивать свой заказ. Что, кстати, вполне логично.
Мнения
Анатолий
Шалыто, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ИТМО:
"В программировании, наоборот, появляются десятки новых специализаций. Промышленность уже сама создала свой классификатор профессий - разные требования, условия, знания в области IT.
Не укрупнять нужно, а наоборот - развивать узкие специализации".
Юлия Сахарова, ДИРЕКТОР HEADHUNTER ПО СЗФО:
"Сокращение количества специальностей может неоднозначно сказаться на рынке труда. Уже сегодня вакансии с одинаковыми названиями могут содержать разный функционал.
Позиция маркетолога может предполагать как обязанности по аналитике, продвижению и рекламе, так и обучение торгового персонала работе в выставочном зале".